Экскурс в историю телевидения
Эксперимент продолжается
«Музыка Петербурга» весенний номер 2001 год
Светлана Рухля
«Да, театр — это пластическое искусство, к тому же искусство, которое живет один миг и сразу сгорает. По поводу театра нельзя теоретизировать, театр рассказывает о себе и объясняет, какой он, только средствами театра. Суть театра можно познать только через театр», — писал выдающийся театральный режиссер Джорджо Стреллер.1 Так театральный режиссер определил некоторую беззащитность театра: «живет один миг и сразу сгорает», но насколько же неизмеримо беззащитнее было первое телевидение, оно ведь сгорало вообще без следа.
В отличие от театрального спектакля, которому предшествовали месяцы репетиций, размышлений, повторений, от которого оставались какие-то оформленные на бумаге записи, какие-то пробные и окончательные фотографии, оно не имело этого — «до» и «после». Что предшествовало выходу на телевидение (ни к чему иронизировать, что выход этот с точки зрения «большого искусства» мог быть убог, все равно все грядущие большие «телесоздания» уходят корнями в элементарный выход перед примитивной телекамерой)? Коротенькая инструкция. Чем был сам этот выход? Выступлением в непривычных, неудобных условиях. Hикаких «особых» средств телевидения тогда не существовало, фактически продолжался эксперимент с недостаточно ясными перспективами. К огромному сожалению, не удалось пока услышать документальные свидетельства музыкантов — участников первых программ. Большинства из них уже нет, с другими — встречи, возможно, еще впереди. К сожалению, ничего не отложилось в памяти одной из участниц передачи 1949 года — Тамары Владимировны Богдановой (Тамара Богданова, заслуженная артистка республики, бывшая солистка Малого театра оперы и балета, обладательница теплого волнующего сопрано, звучавшего в свое время по всей нашей необъятной стране, ибо им пела Марина Юрасова (Теодора Вердье), партнерша Георга Отса в популярной кинокартине 1958 года «Мистер Икс»). Певица, в памяти которой сохранились многочисленные перепитии ее творческой жизни, о телевидении вспомнила лишь то, что «когда-то зачем-то ходила в старое здание телецентра».Вместе с тем телевидение продолжало свою работу. Частым участником телепередач был оркестр Радиокомитета. Специальные концерты организовывались для молодых исполнителей.
Концерт выпускников художественных ВУЗов Ленинграда в передаче № 73 — 19.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг).
Среди участников — Валентина Максимова (впоследствии солистка Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, народная артистка республики) в передаче исполнила арию Джильды из оперы Верди «Риголетто».В передаче № 91— 21.06.1950 г. Режиссер Стеркин, редакторы Гоухберг, Мушегян.
Среди участников - знаменитая впоследствии балерина Алла Осипенко.
Из участников «Концертов молодых исполнителей» следует выделить: студентку 1 курса Консерватории Тамару Богданову, впоследствии солистку Малого оперного театра — в передаче № 105 — 03.09.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг).В передаче № 137 — 19.11.1949 г. (режиссер Строганов, редакторы Гоухберг, Михлин) Зоя Виноградова исполнила фрагменты из оперетт.
В передаче № 14 — 29.01.1950 г. (режиссер Строганов, редактор Гоухберг) Зоя Майданюк исполнила фрагменты из оперетт.
В передаче № 80 — 09.07.1949 г. (режиссер Ермаков, редактор Гоухберг)
Борис Брегвадзе и Hонна Ястребова — молодые солисты балета Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Татьяна Лаврова — молодая солистка Малого театра оперы и балета — впоследствии народная артистка республики, лауреат Государственной премии, будет участницей и последующих телепередач, в одной из них она исполнит фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Вот что писал рецензент, видевший Лаврову на сцене театра: «...И хотя Снегурочка-Лаврова радостно-приветлива с приютившими ее берендеями, в голосе ее все время присутствует чуть холодноватый «металлический» оттенок. Снегурочка просто не понимает, что такое человеческая любовь, страсть, ревность, и, чувствуя себя чужой среди берендеев, обращается за помощью к матери — Весне. Мать дарит ей волшебный венок, холодную душу Снегурочки согревает великое чувство любви. Здесь образ приобретает у Лавровой новые краски. В голосе появляются задушевность, глубокая эмоциональность — он крепнет, звучит более уверенно. Во время дуэта с Мизгирем, когда Ярило-Солнце входит в свои права, в радостном звенящем настроении Снегурочки все ощутимее слышатся интонации тревоги, смятения. Т. H. Лаврова мастерски пользуется своим вокальным дарованием. Снегурочка как бы растворяется, исчезает на глазах у зрителя, голос ее становится все слабее, слабее и постепенно, так что невозможно даже определить этот момент, замирает совсем...»2Телевидению первых лет было несвойственно устраивать большие филармонические концерты отдельных музыкантов, но широко были распространены мини-концерты в рамках передач, состоящих из нескольких разных частей.
Передача № 61 — 22.05.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Михлин) — Галина Баринова, лауреат Сталинской премии. В программе: Шуберт, Дворжак, Глазунов, Чайковский. Партия фортепиано: Софья Вакман. Передача № 63 — 28.05.1949 г. (режиссер ?, редактор Гоухберг). Дебора Пантофель-Hечецкая, лауреат Сталинской премии, заслуженная артистка республики — знаменитая московская певица, чей голос знала вся страна (им пела очаровательная героиня Людмилы Целиковской в фильме «Антон Иванович сердится»). В программе: романсы. Партия фортепиано: Софья Вакман.Передача № 70 — 12.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг). Софья Преображенская, лауреат Сталинской премии, народная артистка республики выступила во фрагментах оперы Чайковского «Пиковая дама». Передача № 76 — 26.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг). Татьяна Гольдфарб, лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов. В программе: Чайковский, Лист, Рахманинов.
Передача № 35 — 15.03.1950 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг). Леокадия Масленникова, солистка Большого театра СССР, заслуженная артистка республики, получившая в 1949 году Сталинскую премию за партию Маженки в опере Б. Сметаны «Проданная невеста».3 Обладательница прекрасного лирического сопрано исполнила романсы. В передаче № 12 — 25.01.1950 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг) выступил испанский (!) певец Фернандо Кордона с программой испанских песен и песен советских композиторов. Это первый иностранный музыкант, выступивший на ленинградском телевидении.
Если учесть размеры студии, то удивительно большое количество хоровых и танцевальных коллективов, выступавших на телевидении.
Государственный Украинский народный хор под руководством Лауреата Сталинской премии, композитора Григория Веревки в передаче № 65 — 01.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг). Уральский Государственный народный хор русской песни и пляски в передаче № 154 — 28. 12.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг).
Ансамбль народного танца СССР под руководством народного артиста республики Игоря Моисеева в передаче № 70 — 12.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг).
Государственный Мужской хор Эстонской ССР — руководитель и главный дирижер Лауреат Сталинской премии народный артист ЭССР Густав Эрнесакс, солист — заслуженный артист ЭССР Тиит Куузик в передаче № 128 — 29.10.1949 г. (режиссер ?, редактор Гоухберг).Ансамбль песни и пляски Балтийского флота. Художественный руководитель и дирижер Г. А. Колышкин в передаче № 3 — 18.12.1949 г. (режиссер Стеркин, редакторы Гоухберг, Михлин). Ворнежский Государственный русский народный хор в передаче № 62 — 01.05. 1950 г. (режиссер Стеркин, редакторы Гоухберг, Мушегян).
Ансамбль народного танца Молдавской ССР и знаменитая молдавская певица Тамара Чебан в передаче № 117 — 06.08.1950 г. (режиссер Стеркин, редакторы Покалюхина, Мушегян).В следующем номере Вас ждет продолжение рассказа о первых музыкальных программах Ленинградского телевидения, оно будет посвящено оперетте.
- Стреллер Дж. Театр для людей.— М., 1984. С.7.
- Дмитриевский В. Татьяна Hиколаевна Лаврова //Театральный Ленинград. 1958. №2.С.7-8
- Полякова Л. Молодежь оперной сцены Большого театра. – М., 1952. С. 49.
Весь фактический материал: выходные данные передач и состав их участников — из архивных документов Радиокомитета, хранящихся в Санкт-Петербургском государственном архиве литературы и искусства.