Экскурс в историю телевидения
Они были первыми…
Артисты Театра музыкальной комедии
«Музыка Петербурга» » летний номер 2001 года
Валентина Христианова и Валентин Свидерский
Светлана Рухля
Первые четыре статьи из серии «История ленинградского-петербургского телевидения» наглядно показали все разнообразие, которое вбирало в себя раннее телевизионное вещание. Не может вызывать сомнения факт, что уже с самых первых передач закладывалась вся будущая основа музыкального (и всего остального) телевизионного вещания, особенно ярко раскрывшегося в период расцвета ленинградского телевидения в 60-70-е годы прошлого века. На которой, в сущности, базируется и сегодняшняя телевизионная сетка (с учетом радикально изменившихся технических возможностей и вкусов современного телепотребителя), наряду с нововведениями, корни которых, при более внимательном рассмотрении, часто уходят глубоко в прошлое.
Новые статьи серии будут посвящены тем музыкантам и исполнителям, которые волею судеб первыми оказались на несовершенной телестудии и ощутили на себе все «прелести» неведомого явления, у которого впоследствии оказалось такое все охватившее, все изменившее будущее. Это были люди с дарованиями разного масштаба, с разной известностью, разной творческой судьбы. Не будем утверждать, что они ДЕЛАЛИ (разрабатывали эстетические и прочие принципы ТВ-вещания) телевидение. Делали его все-таки люди, занимающиеся непосредственно телевизионным процессом – режиссеры, операторы, технические и прочие сотрудники. Но участие в первых передачах оставило навечно их фамилии в папках Радиокомитета и в истории ленинградского телевидения.
Человеческая память коротка, музыкальная критика избирательна, любители покопаться в старых газетах исчисляются единицами. В театрах работает которое поколение новых солистов… Наша цель — по мере возможностей «расшифровать» эти фамилии, многие из которых ничего не скажут современному слушателю.
Это трудно понять, но порой представляется совершенно невозможным отыскать сведения об артистах, чей творческий путь начинался всего каких-то 60-70 лет назад, фотографии которых тиражировались подобно фотографиям киноактеров. К сожалению, в родном Театре музкомедии (а сейчас рассказ именно о его артистах) не сохранилось ни одной рецензии, ни на один спектакль. Связь со многими артистами утрачивалась практически сразу после их увольнения из театра, что затрудняет не только поиски потомков, но и установление года смерти, так как последней датой в жизни артиста, которая переходит из стен театра в театральный фонд, хранящийся в архиве, является год прекращения с артистом трудового договора. Кто внимательно читал ваши «телевыпуски», возможно, сохранил в своей памяти название первой самостоятельной постановки ОЛТЦ (Опытного ленинградского телевизионного центра) – одноактной оперетты Жака Оффенбаха «Лизетта и Филидор» (это было в 1938 или в 1939 году). Она была разыграна артистами театра музыкальной комедии Христиановой и Свидерским. Именно так (даже без инициалов) сохранились эти фамилии в памяти Владимира Покорского, телевизионного режиссера, оставившего свои воспоминания о довоенном вещании1, документальные свидетельства о котором были уничтожены с началом войны.
Валентина Христианова родилась в 1905 году в городе Краснодаре. Она закончила Краснодарскую трудовую музыкальную школу и работала в Ленинградской музкомедии с 1 февраля 1930 г. по 25 марта 1949 г. (это из архивной справки). В книге Аллы Владимирской «Николай Янет» фамилия Христиановой встречается среди закончивших Ленинградскую консерваторию. «Несколько лет назад в театр пришли способные молодые вокалисты, выпускники консерватории Лидия Колесникова, Валентина Христианова, Иван Кедров, Евгений Михайлов, Валентин Свидерский — обладающие не только законченным вокальным образованием, но и незаурядной актерской одаренностью».2 Однако ни опровергнуть, ни подтвердить этот факт Алла Рудольфовна не взялась. Возможно, ошибка была в тех документах, на которые она опиралась при работе над книгой.
Те небольшие сведения, которые здесь сообщаются о Христиановой, удалось почерпнуть из воспоминаний знавших ее людей. Она была очень хороша собой — женственная, большеглазая, типичная классическая героиня. Певица обладала большим, но недостаточно обработанным голосом (поэтому информация об окончании консерватории вполне может быть ошибочной). Она пользовалась ошеломительным успехом и в мирные годы, и во время ленинградской блокады. Ей были присущи шарм, кокетство, которые она необыкновенно органично дарила своим героиням, никогда не переходя границ хорошего вкуса. Иногда происходили какие-то спонтанные актерские озарения, как-то удивительно начинал звучать голос… Это была актриса большого темперамента, сочетающегося с очень мягким задушевным лиризмом (она была удивительной Сильвой в оперетте Кальмана).
«Валентине Христиановой, актрисе экспрессивной и порой чересчур расточительной в выражении чувства, ближе оказалась юная порывистая непосредственность героини».3 Это Владимирская напишет о ее Елене в оперетте «Раскинулось море широко» (композиторы В.Витлин, Н.Минх, Л.Круц). А вот из устного рассказа Владимирской о Христиановой-Нинон (Кальман «Фиалка Монмартра»): «Она была такая огненная, лиричная, в роскошном рыжем парике. Она так любила Рауля! — но как чувствовалось, что она знает — им не быть вместе…»
«Новая Сильва [премьера — 15 мая 1940 г. – С. Р.] была признана крупным и радостным спектаклем в жизни Ленинградского театра Музыкальной комедии. Это был спектакль четкий по мысли и сильный по ансамблю».4 Сильва в исполнении Валентины Христиановой была «…юной, не размышляющей, замечательно беспечной…»5 Она играла и пела Баядеру в одноименной оперетте И.Кальмана и Элеонору (так тогда называли Теодору) Вердье в его же «Принцессе цирка», Зорику в «Цыганской любви» и Адель в «Летучей мыши» Иоганна Штрауса. Участвовала в постановках советских оперетт. На широко растиражированных фотографиях она выглядит загадочной и манящей. Вспомнили, что замужем Валентина была за генералом и отличалась роскошными туалетами. «Валя была хорошим человеком», — так сказал о ней бывший актер театра 89-летний Владимир Николаевич Кашкан. К сожалению, это все, что удалось установить на данный момент. Год смерти остался неустановленным.
Валентин Свидерский родился в 1902 году в городе Киеве. С 1925 по 1932 год учился в Ленинградской государственной Консерватории. Работал в Ленинградском театре музыкальной комедии с 1 января 1931 г. по 1 октября 1964 г. Умер в 1973 году. Имел сына.
У Свидерского был небольшой, но очень приятный баритон и хорошая вокальная школа. Как и Христианова, Свидерский был настоящим кумиром публики. «Зрители тех лет не забудут и чудесного, обаятельного балагура Жору — Валентина Свидерского».6 Это о блокадной постановке «Раскинулось море широко». Артисту удавались и «классические» роли (Бони и Тони в опереттах И.Кальмана «Сильва» и «Принцесса цирка», граф Данило в «Веселой вдове» Ф.Легара, Фальк в «Летучей мыши» И.Штрауса). Многочисленны были роли в советских опереттах. Среди них — скоморох Бессомык («Девичий переполох» Ю.Милютина), роли в опереттах Г.Портнова «Улыбнись, Света», В.Соловьева-Седого «Олимпийские звезды» и многие другие. Был он участником и первых военных оперетт – «Лесной были» А.Логинова и уже упомянутой «Раскинулось море широко». В конце жизни актер перешел на каскадные роли. «Валя был театральный человек» (В.Н.Кашкан). Проходит все больше лет. Все больше лиц, фамилий, фактов стирается из нашей памяти. Ускользают и рассеиваются образы старых актеров, замирают звуки их голосов… Данные статьи — попытка материально доказать их прежнее существование в нашем мире.
Доказать и сохранить эти доказательства хотя бы в нашей памяти…
- В. Покорский Первые шаги // Советское радио и телевидение. 1964. № 6.
- Владимирская А.Р. Николай Янет. – Л.-М., 1965. С.70-71.
- Владимирская А.Р. Звездные часы оперетты. 2-е изд., испр. и доп. – Л., 1991. С.182.
- Владимирская А.Р. Николай Янет. С.70.
- Там же. С.71.
- Владимирская А.Р. Звездные часы оперетты. С.184
Автор выражает благодарность историку оперетты Алле Владимирской, сотрудникам театра Музыкальной комедии зам. директора Элле Летниковой и зав. литературной частью Елене Вороновой, а также старейшему артисту театра Владимиру Николаевичу Кашкану, без которых подготовка данной статьи была бы невозможна.