Экскурс в историю телевидения
Возобновление художественного вещания после Великой Отечественной войны
«Музыка Петербурга» осенний номер 2000 года
Светлана Рухля
Послевоенный период вещания Ленинградского телевидения начинает свой отсчет с 1947 года. Возобновившееся художественное вещание отличалось большим разнообразием. Территориально расположенный в крупном культурном и духовном центре ОЛТЦ не испытывал недостатка в материале при формировании художественных программ. Закономерным было выдвижение на передний план именно концертов.
В 60-е годы прошлого века, когда широко развернулись дискуссии о природе телевидения, в своей статье «Телевидение и эстрада» Владимир Саппак выскажет мысль о близости телевидения именно к эстраде, а не к драматическому искусству.1 Первые опыты вещания доказывали это с предельной наглядностью.
Справедливости ради надо отметить и один чисто утилитарный момент, связанный с «воцарением» концертов на телеэкране – маленький экранчик оказался настолько «прожорлив», что трудно представить реальность заполнения его в короткий период оригинальными самостоятельно изготовленными программами. Успех же концертов на телевидении и не прижившихся киноконцертов дополняет разобщенность кино и телевидения.
«Хочется отметить… один парадокс, связанный с музыкальной стороной музыкального фильма. В кинолентах, где много музыки, где вокальные и хореографические номера получают право на крупный план, или, используя театральную терминологию, выдвинуты на авансцену, именно они начинают раздражать зрителей. Прислушайтесь к жизни зрительного зала в моменты показа на экране концертного номера. Сколь бы ни была хороша песня, дуэт или хореографический этюд, публика с облегчением вздыхает, когда они заканчиваются. Покажите концерт из аналогичных номеров по телевидению, и зритель с радостью отдаст ему свое внимание».2Если условно систематизировать концерты раннего периода вещания ОЛТЦ, одну группу концертов можно назвать сборными, другую – тематическими. Разнообразие представляемых жанров и видов искусств на так называемых сборных концертах было широчайшим.
Сцены и фрагменты из опер, балетов, оперетт, драматических спектаклей, народные песни и танцы, песни советских композиторов, русская, советская и зарубежная камерная вокальная классика, хоровые и инструментальные произведения, романсы, выступления мастеров художественного слова, эстрады и цирка (имея в виду специфику данного издания, мы остановимся подробно на музыкальных жанрах).Тематические концерты носили либо чисто просветительский характер (вспомним, то были годы, когда пропаганда серьезного классического искусства была составляющей частью государственной политики, и концерты со «вступительным словом» были распространены и популярны на концертной эстраде) или формировались в связи с какой-либо годовщиной выдающегося писателя или композитора.
Создание первой музыкально-тематической передачи относится к довоенному времени. В передаче, посвященной П. И. Чайковскому, возникло желание объединить всех исполнителей «зримым образом композитора».3
Было принято неожиданное решение.
«…На этот раз решили обмануть технику на большой подрамник (примерно 2.5 х 1.5 метра) натянули белый тюль, на котором темной краской был воспроизведен известный портрет П. И. Чайковского, сидящего в раздумье у рояля. Это прозрачное панно повесили между камерой и съемочной площадкой. Когда тюль был вне оптического фокуса, его не было видно, и исполнители, стоявшие за ним четко вырисовывались на экране. Когда же надо было «ввести в действие» портрет композитора, оператор брал в фокус тюль, и тогда на экране появлялось изображение портрета, а за ним были видны силуэты исполнителей. Эффект – приятный. Он помогал выявить определенный изобразительный прием этой первой музыкально-тематической передачи».4
Обратимся к некоторым тематическим концертам рассматриваемого периода.Передача № 645 – 29.05.1949 г. – режиссер Стеркин, редактор Михлин
Концерт, посвященный 145-летию со дня рождения М. И. Глинки. В программе: вступительное слово (авторы Шулер и Рубцов), фрагменты из опер, романсы, дуэты, фортепианные произведения. Среди исполнителей: солисты Театра оперы и балета им. С. М. Кирова Иван Яшугин (Сусанин) и Людмила Грудина (Ваня) – опера «Иван Сусанин»; Иван Нечаев (Баян) – опера «Руслан и Людмила»; Гришанов и Шашков – дуэты; Владимир Нильсен (фортепиано); Вера Сопина (сопрано); эстрадный певец Ефрем Флакс.Передача № 67 – 05.06.1949 г. – режиссер Ермаков, редактор Михлин
В программе: стихотворения, романсы на стихи А. С. Пушкина, фрагменты из опер и балетов, созданных на основе произведений поэта. Среди исполнителей: солисты Театра оперы и балета им. С. М. Кирова Нина Серваль (Лиза) и Владимир Ульянов (Герман) в сцене из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», Фея Балабина (Зарема) в сцене из балета на музыку Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан»; Софья Вакман (фортепиано).Передача № 121 – 12.10.1949 г. – режиссер Стеркин, редактор Гоухберг
Концерт, посвященный 100-летию со дня смерти Ф. Шопена. В программе: вступительное слово (автор Сохор), музыкальные произведения. Среди исполнителей: Марк Тайманов (фортепиано).Передача № 122 – 15.10.1949 г. – режиссер Стеркин, редактор Гоухберг
Концерт, посвященный 135-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. В программе: вступительное слово (автор Назарова), стихотворения, романсы на стихи поэта, фрагменты из оперы А. Рубинштейна «Демон». Среди исполнителей: солисты Малого театра оперы и балета Вера Кудрявцева и Дорожинский (Демон); солистка Театра оперы и балета им. С. М. Кирова Алевтина Тихонова (Тамара); эстрадный певец Ефрем Флакс, Владимир Ларионов (чтец).Помимо самостоятельных тематических концертов в программы включались небольшие «блоки», посвященные одному или нескольким произведениям композитора-классика.
Передача № 76 – 26.06.1949 г. – режиссер Стеркин, редактор Гоухберг
Концерт из произведений Н. А. Римского-Корсакова. В программе: романсы, фрагменты из оперы «Майская ночь». Среди исполнителей: солистки Малого театра оперы и балета Татьяна Лаврова и Ирена Лелива.Передача № 135 – 13.11.1949 г. – режиссер Стеркин, редактор Гоухберг
Сцены из оперы А. С. Бородина «Князь Игорь». Среди исполнителей: солисты Театра оперы и балета им. С. М. Кирова Нина Белухина, Людмила Грудина, Иван Бугаев.
В телеафишах 1949 и 1950 гг. – фрагменты из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».Передача № 60 – 21.05.1949 г. – режиссер Стеркин, редактор Михлин
В главных партиях: солисты Театра оперы и балета им. С. М. Кирова Ольга Кашеварова (Татьяна), Иван Алексеев (Онегин), Спиридов (Ленский), К. Комиссарова (Няня).Передача № 19 – 02.02.1950 г. – режиссер Стеркин, редактор Гоухберг
В главных партиях: солисты Театра оперы и балета им. С. М. Кирова Фаина Розен (Татьяна), Иван Мелентьев (Онегин), Спиридов (Ленский).Самая первая постановка сцены письма Татьяны была осуществлена еще до войны.
«Приступая к работе, — вспоминал Теодор Стеркин, — я поставил перед собой и перед актрисой задачу: показать смятение чистой девичьей души перед нахлынувшим на нее впервые глубоким чувством к ожившему перед ней герою, не раз волновавшему ее воображение в сентиментальных романах и романтических мечтах. Все это до мельчайших подробностей, психологических нюансов есть в музыке Чайковского. Почему же эта сцена, полная неповторимого целомудрия, всегда привязана к кровати? Почему Татьяна должна переживать высокопоэтические минуты горячей исповеди любви в ночной рубашке с распущенными волосами? И до сна ли ей вообще? И вот из декораций совсем была исключена спальня. Действие начиналось на балконе. Здесь происходил известный разговор с няней. Татьяна, одетая в свое обычное платье, стояла, прислонившись к колонне. Ночной сад, ветви березы над балюстрадой, тревожный свет луны – все это создавало с первого мгновения ту лирическую атмосферу, в которой органически зарождалось стремление Татьяны к встрече с Онегиным, желание поведать ему «души неопытной волненье». После ухода няни Татьяна переходила в комнату, к столику, на котором горела свеча. Может быть, это и была ее спальня, но зритель видел лишь окно, за которым светила круглая луна и полку книг над креслом, в которое садилась Татьяна, взяв в руку перо. Здесь и происходила основная часть ее арии. Главное состояло в том, что Татьяна не писала письмо, а скорее, сочиняла его вслух, обращаясь каждой мыслью к незримому партнеру – Онегину. В последней части арии, на музыку слов – «вообрази, я здесь одна…» Таня выбегает в сад, словно надеясь, что сейчас наступит свиданье. И только на большом оркестровом проигрыше после арии она бросалась в комнату, к столу и быстро писала письмо. Ведь так бывает в жизни: прежде чем написать, мы долго готовимся, придумываем слова, мысленно беседуя с тем, кому хотим сказать нечто очень важное. Приход няни со словами: «Да ты, красавица, готова!» — действительно застал Татьяну одетой. Она лишь торопливо гасила свечу».6Воспоминания Т. Стеркина наглядно показывают, что телевизионный режиссер – при том, что телевидение повсеместно обвинялось в ухудшении качества спектаклей – работал не менее интересно, чем кино- или театральный режиссер. Теодор Стеркин смело мог повторить слова постановщика «Бессмертного гарнизона» и «Ленинградской симфонии» кинорежиссера Захара Аграненко: «…Каждый кадр – премьера, с той лишь разницей, что потом, когда сложишь картину, не пойдешь за кулисы, не скажешь актеру: «Голубчик, учтите…»7 Тем более, что первые передачи вообще не складывались, они исчезали с моментом своего окончания. Жизнь их оказывалась короче, чем у театральных спектаклей, идущих в театрах не один сезон.
Находки первых передач не только в таланте режиссера. По-видимому, творческая самоотдача отличала многих работников студии. Постоянно шел поиск новых изобразительных решений в концертах и постановках.
«Из деталей оформления вспоминается такой «трюк». Так как нельзя было сделать специально ночное освещение, то темный сад, озаренный лунным сиянием, который виден был за окном комнаты Татьяны, был написан на одной ставке, а перед тем, как Татьяна подходила к тому же окну и произносила: «Ночь минула», ночную ставку незаметно заменяли утренним пейзажем, на котором был изображен тот же уголок сада, но уже в лучах восхода».8
Первое исполнение «Письма Татьяны» состоялось 10 апреля 1941 года, третье – 5 июня. Партию Татьяны исполнила И. Федорова, партию Няни – К. Комиссарова. В 1949 году был поставлен монтаж всей оперы «Евгений Онегин» с выдающимися певицами Ольгой Кашеваровой и Софьей Преображенской в партиях Татьяны и Няни. Сцена письма была оставлена без изменений.
- См. Саппак Вл. Телевидение и эстрада //Искусство эстрады. 1961. № 1.
- Шилова И. Превращения музыкального фильма. – М., 1981. С.17.
- Стеркин Т. Музыка приходит на экран //Советское радио и телевидение. 1964. № 6. С.30.
- Там же. С.30.
- В описываемые годы все передачи были пронумерованы, т. к. в течение недели в эфир выходило всего 2—3 передачи.
- Стеркин Т. Музыка приходит на экран. № 9. С.38.
- Цит. по: Савицкий Г. Этот простой и сложный язык кино. – М., 1981. С.66.
- Стеркин Т. Музыка приходит на экран. № 9. С.38.