Игорь Бутман: «Клинтону понравилось мое исполнение»
«Российская газета. Неделя» 28 февраля 2008 год
Светлана РУХЛЯ
Знаменитый джазовый саксофонист выступил в Капелле Петербурга в рамках V Международного фестиваля «Музыкальный Эрмитаж».
Игорь, много лет назад вы входили в юношескую сборную по хоккею, но неожиданно бросились «с головой» в джаз…
Это решение не было сложным. В музыке у меня все получалось хорошо и бодро. А вот в хоккее нужно было еще работать и работать, чтобы достигнуть хотя бы простых высот, например, попасть в команду мастеров. Было очевидно: хочешь стать великим хоккеистом – придется очень много работать. А мне так нравилось играть на саксофоне!.. В общем, надо было выбирать между тем, что уже получалось очень хорошо, и тем, что только могло бы получиться.
Выбор сделан правильно?
Выбор был сделан правильно: все получается. Но с другой стороны, жалко… Я очень люблю хоккей и до сих пор иногда играю.
А еще было время, вам пришлось выбирать между саксофоном и кларнетом…
Музыкальную школу я закончил как кларнетист и в училище имени Римского-Корсакова поступил по классу кларнета. Но я уже знал, что есть и джазовое отделение, и моя любовь к джазу и року пересилила. Я перешел «на саксофон», тем более что знал, что там преподает великий Геннадий Гольдштейн.
А потом поменяли саксофон-альт на тенор…
Ну, это очень просто. В оркестре, где я работал, были партии для саксофона-тенора, и я поменял альт на тенор. Иметь оба инструмента у меня не было возможности.
Студентом вы попали в джаз-бэнд Давида Голощекина. Это случайность?
Огромная удача! Саксофонистов тогда вообще было мало. Тем более молодых – 18-летних саксофонистов, которые играли хотя бы приблизительно, как я. У Голощекина играли выдающиеся саксофонисты Михаил Костюшкин и Валерий Зуйков, но оба предпочли сольную карьеру. Меня же рекомендовал барабанщик из Москвы Виктор Епанешников.
Это же прием «по знакомству»?!
Какое знакомство! В первый раз к Голощекину меня привел Петр Корнеев, когда мне было 16 лет. И я два года упорно занимался. Попасть к Голощекину было моей мечтой!
А как вы считаете, ваш путь на джазовый Олимп был легким?
Очень легкий! Благодаря тому, что я попал к Фейертагу, Голощекину, Гольдштейну… Ну, просто, я оказался в нужное время в нужном месте.
В феврале вам была присуждена премия «Стиль-2007». Расскажите что это за премия?
Она учреждена журналом «Московский столичный стиль» и присуждается людям, сделавшим, по мнению журнала, что-то «стильное» в этом году. Мне ее, скорее всего, присудили за пластинку «Веселые истории», которая была записана в прошлом году: я играю музыку из советских мультиков.
Вы дважды играли перед президентами. В мае 1995 года – перед Ельциным и Клинтоном, в июне 2000 – перед Клинтоном и Путиным. Ну, и как президенты в качестве слушателей?
Слушали замечательно! Аплодировали. Клинтон хорошо разбирается в джазе, и он говорил, что ему нравится мое исполнение. А наши президенты были довольны, что доставили радость американскому гостю.
А американская публика чем-то от российской отличается?
Да ничем она не отличается! Просто в России нас больше знают и более благосклонно относятся. А вообще, если играешь хорошо, к тебе везде хорошо относятся.
А с кем бы из великих джазовых музыкантов прошлого вы хотели бы выступить, ну, если пофантазировать? Ну, например, с «королевой блюза» Бесси Смит…
Вообще-то меня привлекают люди с которыми я играю, да и со многими я уже играл… Вот разве что мне было бы интересно поговорить с Дюком Эллингтоном или Джоном Колтрейном, но они уже умерли. Кстати, в марте мы будем выступать в Петербурге с Ларисой Долиной.
А какую джазовую композицию вы сравнили бы «по значимости» с «Кленовым листом» Скотта Джаплена, как эталонным образцом регтайма…
На этот вопрос ответить практически невозможно. Есть музыкальные шедевры и помимо «Кленового листа», и, кроме того, что я мог бы сейчас назвать, есть масса композиций, которые достойны быть названными.
Вы сами сочиняете композиции. Публика вполне вас понимает в этой ипостаси? Не намечается трагедия, как у Джаплена, которого в итоге не оценили в качестве композитора серьезного музыкального театра?
Ну, такой трагедии нет… пока… Дело в том, что у меня очень мало композиций и принимают их нормально. И вообще, я все-таки, не композитор, я музыкант, который иногда пишет довольно простые мелодии.
А слияние джаза, рока, классической музыки (скажем, на концерте в Эрмитажном театре вы импровизировали на темы. Чайковского) будет все увеличиваться?
Да сейчас все сливается. Сливаются страны, объединяются стили и мне все это очень-очень нравится. И я считаю, что все, что талантливо – должно быть, а вот не талантливое ни в каком виде и ни в каком стиле не нужно.