История скрипки
«Российская газета. Неделя» 21 февраля 2008 год
Светлана РУХЛЯ (под псевдонимом Фотина Мергель)
На V МЕЖДУНАРОДНЫЙ фестиваля «Музыкальный Эрмитаж» в Петербурге приехали не только именитые музыканты, но и легендарные инструменты. В Северной столице гостят виолончель и скрипка Антонио Страдивари.
Одна из величайших скрипок мира, на которой играет сегодня французский скрипач Пьер Амойал, звучит в дни фестиваля в тех стенах, где она жила много лет назад. Когда-то она принадлежала императору Николаю II.
Эта скрипка родилась в 1717 году. Сегодня уже трудно сказать, как складывались первые 160-170 лет ее жизни. Известно лишь, что в начале XX века она оказалась в сундуке британского торговца скрипками по фамилии Хилл, у которого Николай II и приобрел инструмент.
Первая мировая война и революция вторглись и в судьбу скрипки. Император доверил ее польскому виртуозу Павлу Коханьскому, попросив вывести инструмент из пылающей России. Коханьский вместе с пианистом Артуром Рубинштейном покидали страну в поезде, перевозившем домашний скот. На границе их выбросили из поезда. Неизвестно, что произошло бы с двумя музыкантами и скрипкой, если бы Коханьского не осенило. Он взмахнул смычком, и… полилась революционная мелодия. Воодушевленные солдаты освободили захваченных пассажиров.
–Если судьба заставит вас расстаться со скрипкой, пожалуйста, верните ее господину Хиллу, – просил Николай, передавая инструмент Коханьскому. Тяжелейшие материальные условия заставили скрипача расстаться с инструментом. Хилл с нескрываемой радостью заново приобрел Страдивари, но вскоре продал скрипку… крупному торговцу рыбой. Долгих полвека скрипка вела жизнь «прокатного» инструмента. Новый владелец забирал ее по субботам, и вновь возвращал в хранилище Хилла.
Но наступил момент, когда жизнь скрипки переменилась. Ее сегодняшний владелец – француз с одесскими корнями Пьер Амойал.
–Я замучил всех торговцев скрипками, разыскивая ту единственную, которая станет моей спутницей. Меня перестали принимать всерьез, – рассказал мсье Амойал, – Но я-то знал, что именно мне нужно!
Когда в его руках оказался Страдивари, Пьер уже не сомневался: пробьет час, и она станет его собственностью. Три года он ждал, когда скрипку выставят на продажу. Приобретая ее, музыкант сознательно загнал себя финансовую кабалу:–Большинство скрипок, на которых играют величайшие скрипачи мира, принадлежат банкам или коллекционерам, – рассказывает мсье Амойал. – На меня смотрели как на сумашедшего, ведь я приобретал инструмент, который был мне абсолютно по средствам.
Артистическая «любовь» скрипача и инструмента пережила немало испытаний. На пороге одного из итальянских отелей футляр со скрипкой вырвали из рук Амойала. Спустя несколько месяцев похитителя обнаружили на улице с простреленной головой. Он окажется наркодилером, членом мафиозного клана. Пять лет понадобится полиции, частным сыщикам и адвокату, специализирующемуся на делах, связанных с итальянской мафией, чтобы вернуть музыканту его скрипку…
–Я не мог предположить, что умру и больше никогда не сыграю на моей скрипке, – вырвалось у Амойала.
Теперь они снова вместе – музыкант и инструмент.
Хотя… Трудно сказать, кто в этой счастливой паре является главным, кто первый, а кто второй. Сам Пьер Амойал относится к своему Страдивари, как к главному в их творческом союзе. Судьбе скрипки он даже посвятил книгу «Из любви к Страдивари», которую выпустило в 2005 году одно из французских издательств.