Петербургское дитя кулис

«Санкт-Петербургские ведомости» 2 апреля 2005 год
Светлана РУХЛЯ

Юлия Линская Ее «коронной» ролью была Кабаниха в «Грозе» А. Н. Островского. Грубая, властная, неженственная. Из-за этой роли образ самой актрисы оказался наполнен некой фундаментальностью, лишен женского обаяния. Однако в реальной жизни Юленьки Коробьиной, прославившейся как актриса Линская, всего было с лихвой — таланта, жизнерадостности, любви. Идеальная актриса Островского, жена миллионера Громова прожила яркую насыщенную жизнь. Хотя отмерено этой жизни ей было не слишком много…

Ю.Линская в роли Кабанихи

Юленька родилась в Петербурге, 31 мая 1820 года, в семье отставного подполковника лейб-гвардии Преображенского полка. Она рано осталась сиротой, но ей повезло: любовью и теплотой окружила девочку взявшая ее на воспитание тетка. Юленька росла радостной, живой, любознательной, обожала читать, постоянно кого-то изображала. Первыми театральными опытами стали басни Крылова в лицах. Найденные штрихи отрабатывались перед тетушкиными знакомыми.

Когда ей было двенадцать, на домашнем вечере оказался князь А. А. Шаховской. Маститый театрал разглядел в ней какую-то искорку, словно обещание на будущее, и настойчиво заговорил о Театральном училище. Тетка согласилась с трудом, но наследство племяннице она могла оставить более чем скромное, видимо, поэтому и сдалась — вдруг будет у Юленьки свой кусок хлеба? В училище девочка проучилась год, ничего особенного в ней не приметили, потом она и вовсе заболела, и театральные университеты закончились.

Тетки не стало, когда Юлии исполнилось шестнадцать. А в двадцать один год необходимость зарабатывать на жизнь привела ее все-таки в театр — благо получить дебют в те годы труда не составляло.

19 августа 1841 года в драме Н. Полевого «Параша-Сибирячка» Юлия Линская впервые вышла на сцену Александринского театра. Казалось, что может быть нелепее: дебютировать в роли, написанной специально для Вареньки Асенковой, безвременно ушедшей всеобщей любимицы? Но дебют прошел успешно, и Юлию оставили в театре, правда «на своем содержании» (то есть без жалованья). Ей стали поручать роли молодых героинь, игранные прежде Асенковой, столь же неподходящие ей, как роскошные пелерины и мантии. «Неловкость ее на сцене… в царской мантии ни с чем сравнима быть не может, — писал рецензент журнала «Репертуар и Пантеон» после очередной премьеры.

Правда, в игре ее тот же рецензент отмечал «воодушевление и теплоту». Она и играла самозабвенно, хотя душа ее жаждала других ролей. Первой такой ролью стала чиновница Понукалова в водевиле Петра Каратыгина «Чиновник по особым поручениям». Впервые Юлия почувствовала себя свободно и естественно, окунувшись в милый ее сердцу русский быт. За Понукаловой пришли «комические старухи», перезрелые жеманные девицы…

Вместе с новыми ролями менялось ее положение в театре. Через полтора года службы ей положили жалование, она стала постоянной партнершей великого Мартынова. «У г-жи Линской талант самобытный и оригинальный, особенно поражающий естественностью, по которой она не может быть сравнена ни с кем, кроме г. Мартынова; на сцене она как будто дома, и в голосе ее часто звучат ноты, которые вдруг переносят вас в действительную жизнь, напоминая вам множество сцен и фраз, бог знает когда и где виденных и слышанных. Это признак таланта первостепенного», — писал Николай Некрасов.

И вдруг в феврале 1950 года в ее жизни происходят радикальные изменения. Она выходит замуж за купца Илью Громова, блестяще образованного, искренне преданного ей человека. Но замужество было невозможно без жертвы. Будущая свекровь поставила категорическое условие: Юлия должна покинуть сцену. И она ее покинула! «С окончанием театрального года кончилось и артистическое поприще г-жи Линской, которая свой славный театральный псевдоним сменила на одну из почтеннейших фамилий нашего коммерческого сословия… Публика с сожалением услышала об утрате, понесенной нашею сценою в лице г-жи Линской, и надолго сохранит память о прекрасном даровании, которое так часто доставляло ей истинное наслаждение», — с горечью сообщал «Репертуар и Пантеон».

Но горечь испытывали не только рецензенты. Горестно и тесно в домашнем быту было самой Юлии. Как настойчиво уговаривала она свекровь отпустить ее на сцену! Наконец старания увенчались успехом — в октябре 1853 года актриса Линская вернулась на сцену и вернулась как раз вовремя: на небосклоне зажигалась звезда Александра Островского. Совсем скоро скромный молодой человек станет виднейшим русским драматургом, и актриса сыграет в его пьесах роли, наиболее полно раскрывшие ее дарование. «Санкт-Петербургские ведомости» откликнулись на возвращение актрисы такими строками: «Публика приняла г-жу Линскую продолжительными рукоплесканиями, желая показать тем, как рада ее возвращению на сцену. Г-жа Линская вполне заслуживала такого приема не только как отличная артистка, но и как женщина, страстно любящая свое искусство. Будучи женой негоцианта, имя которого принадлежит к почетнейшим именам петербургской торговли, она, нисколько не нуждаясь в труде и в сопряженном с ним вознаграждении, снова желает поступить на сцену из одной только любви к искусству, — поступок, заслуживающий всякой похвалы и уважения».

Но возвращение на сцену будет омрачено страшной утратой. Уже вскоре скоропостижно скончался ее супруг…

И вновь все существо ее заполнит сцена. Играя очень похожих между собою персонажей, она никогда не скатывалась до простого клиширования. Редкая наблюдательность позволяла улавливать мельчайшие оттенки в поведении окружающих людей. Позже все извлекалось из памяти, и причудливо переплетаясь, делало ее героинь абсолютно несхожими между собой.

Одним из самых счастливых дней в ее жизни стало 2 декабря 1859 года. В Александринском театре состоялась премьера «Грозы». Интересные строки оставил в своих воспоминаниях П. Боборыкин, в те годы начинающий драматург: «…этот бытовой образ, тон ее, вся повадка и говор убеждали вас сейчас же. Какой творческой силой обладала она, как она могла «перевоплощаться», потому что сама по себе была чисто петербургское дитя кулис — добродушное, веселое, наивное существо, не имеющее ничего общего со складом Кабанихи, ни с тем бытом, где родилось и распустилось роскошным букетом такое дореформенное существо».

Да, ее быт был иным. Искренняя и непрактичная, Линская стала легкой добычей для недобросовестных «друзей» и всякого рода советчиков. Оставленное мужем состояние быстро таяло…

Ей было сорок, когда на ее пути оказался 23- летний красавец Михаил Аврамов — отставной подпоручик, мечтающий об актерской карьере. Она влюбилась, вступила в законный брак, была счастлива. Связи, знакомства были брошены на устройство его карьеры. Увы, актером он оказался весьма средним, не на высоте были и его человеческие качества. Счастье оказалось хрупким, недолгим.

Конец ее жизни был печальным. Денег было мало, все съедали долги. Критика упрекала актрису в повторениях. Александринка рукоплескала оперетте, отвернувшись от драматической сцены. Линская умерла от воспаления легких, всего пятидесяти лет от роду, и лишь вмешательство двоюродного брата первого мужа позволило избегнуть похорон за казенный счет…



Hosted by uCoz