Согрел балалайку биением сердца

«Санкт-Петербургские ведомости» 13 февраля 2007 год
Светлана РУХЛЯ

Василий Андреев «Ты согрел биением твоего сердца бедную сиротинушку нашу — балалайку. Ты вывел ее на солнышко, в народ! Браво! Я жму тебе руку!» Так громыхал мощный бас Федора Шаляпина на 25-летнем юбилее созданного Василием Андреевым Великорусского оркестра. Много восхищенных слов прозвучало в тот день, 2 апреля 1913 года, в роскошном зале императорского театра. «Огромная сцена Мариинского театра превратилась в цветник, среди которого разместился маленький ювелирный склад», — можно было прочесть поутру в «Петербургском листке»…

Вася Андреев родился в Бежецке 15 января 1861 года. Для родителей он был долгожданным, выстраданным первенцем. Отец, Василий Андреевич, происходил из московских мещан и был успешным купцом. Благодаря рачительному хозяйствованию и врожденной коммерческой жилке он постоянно увеличивал свой доход. Основным занятием Василия Андреевича была торговля лесом, но имелись и две мельницы, и несколько «разнопрофильных» заводиков. Правда, от винной торговли он категорически отказался — подобное занятие шло в разрез с его моральными принципами.

Мать, Софья Михайловна, была из обедневших дворян. Она выделялась красотой и была блестяще образована. Домашний быт отличался вкусом и изяществом, в общении же чета Андреевых поражала простотой и радушием. Васе шел второй год, когда отец скоропостижно скончался. Но многие его замечательные черты — порядочность, аккуратность, сильная воля — с годами проявились в единственном сыне.

…Русский фольклор, русские сказки, песни с малых лет влекли Васю несказанно. Он быстро научился играть на дудке, а пятилетним сорванцом лихо подыгрывал на гармошке деревенским танцорам. К одиннадцати годам Василий освоил четырнадцать музыкальных инструментов! Вот только занятия на рояле до времени не «заладились».

В 1863 году Софья Михайловна вышла замуж за военного инженера-железнодорожника Нила Сеславина. В 1872 году семья переехала в Царское Село, так как Нил Николаевич получил «место» на Царскосельской железной дороге. Отчим был заядлым театралом и буквально заразил Васю театром, у мальчика открылся и собственный драматический талант — он великолепно пародировал окружающих. На многочисленных любительских вечерах его тонкие ироничные пародии неизменно пользовались успехом.

В конце 1875 года, после тяжелой болезни Нил Николаевич умер. Софья Михайловна переезжает с сыном в Петербург. Вася поступает в гимназию, но превыше всего его интересует музыка, многообразие музыкальных инструментов. На какое-то время «фаворитом» становится скрипка. Софья Михайловна оплачивает занятия с профессором по классу скрипки Н. В. Галкиным. Встреча с балалайкой еще впереди…

…Она произошла июньским вечером 1883 года, когда Василий отдыхал в своем имении в Тверской области. До террасы дома, где он в тот момент находился, донеслись звуки незнакомого музыкального инструмента. Оказалось, играет один из работников — Антип Васильев. «Я уже видел этот инструмент в маленьких лавках на окнах, — рассказывал впоследствии Андреев, — но никогда не слыхал игру на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приемов игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент с тремя струнами может давать столько звуков!» Василий быстро осваивает игру на новом инструменте, параллельно появляются мысли о необходимости усовершенствовать балалайку. Они укрепляются после того, как Василий узнает, что к началу XIX века все западноевропейские народные инструменты уже подверглись модификации. Через некоторое время знаменитый скрипичный мастер В. В. Иванов изготавливает по чертежам Андреева 5-ладовую балалайку. Уговорить Иванова оказалось непросто, но после импровизированного концерта, прослушанного в собственной мастерской, мастер сдался.

Андреев много выступает на сборных любительских концертах: импровизирует на рояле, показывает забавные этюды, изредка появляется и с балалайкой…

Первый публичный концерт Василия Андреева состоялся в Петербурге в 1886 году. «Под пальцами этого артиста — смело даем ему это имя — простой инструмент совершенно заставляет забыть свое низменное происхождение», — восхищается «Петербургская газета».

В 1887 году Андреев организовывает «Кружок любителей игры на балалайках». В марте 1888 года ансамбль выходит на суд зрителя, и настороженность публики быстро сменяется восторгом. «Успех … балалаечников был выдающийся. Аплодисменты не умолкали», — сообщили своим читателям «С.-Петербургские ведомости». Несколькими днями раньше дифирамбы пропел и «Петербургский листок»:

«Балалайка!.. Как мизерно, униженно звучит это слово. «Эй, ты, «бесструнная балалайка», «ведь это не инструмент, а балалайка», «ты не адвокат, а балалайка», такими и им подобными выражениями определилось и определяется значение балалайки в применении к повседневным вопросам жизни, и большей обиды нельзя, кажется, нанести человеку, как обозвав его балалайкой.

И вдруг этот всеми отвергнутый, всеми опозоренный инструмент начинает поднимать голову и возвышать свой голос! Поистине чудовищная метаморфоза! И этой метаморфозой мы обязаны никому иному, как известному в Петербурге молодому музыканту — любителю В. В. Андрееву».

За триумфами в столице последовали гастроли по России. Выступления же балалаечников осенью 1889 года на Всемирной выставке в Париже принесли Василию Андрееву и его музыкантам европейскую известность! В 1896 году в состав ансамбля были введены гусли, домры и другие древне-русские инструменты. Отныне «Кружок любителей» получает название Великорусского оркестра. Слава Андреева растет, помимо виртуозной игры на балалайке он проявил себя как талантливейший дирижер и самобытный композитор. Отличался Андреев и недюжинным обаянием. Дирижер одного из первых оркестров народных инструментов из рабочих П. А. Оболенский вспоминал: «Петербургское общество считало Василия Васильевича образцом мужской элегантности. Шаляпин часто говорил, что носить костюм он научился у Андреева. Пластичность и умение почти «по балетному» владеть жестами очень помогали Андрееву как дирижеру. Он обладал каким-то магическим влиянием на свой оркестр. Как сейчас вижу совсем близко на репетиции его красивый жест, выразительную мимику».

Но кажущаяся легкость на пути к признанию была иллюзорной. «Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу», — вспоминал Василий Васильевич с горечью…

Музыкант не только много гастролировал, в 1887 году, при содействии редактора-издателя журнала «Музыка и пение» П. К. Селиверстова Василий Васильевич выпустил «Школу игры на балалайке», издание, которое еще больше подогрело интерес к почти забытому инструменту. С начала 90-х годов XIX века он преподавал в гвардейских войсках, в 1913 году создал балалаечные курсы в железнодорожных училищах, в 1915-м — для сельских учителей...

Его энергия казалась неисчерпаемой. Все оборвалось до времени…

Гастроли на Северный фронт в декабре 1918 года обернулись болезнью и неожиданной смертью. «Вася, Вася! Что же ты сделал, что?» — не сдержал слез на похоронах в Александро-Невской лавре Федор Шаляпин…




Hosted by uCoz