Эта маленькая Перегонец

«Санкт-Петербургские ведомости» 16 марта 2007 год
Светлана РУХЛЯ

Александра Перегонец Будто и не от мира сего, хрупкая не только станом, но и душою была Шурочка с первых жизненных шагов своих. «Это маленькая Перегонец многих перегонит», — шептались петербургские театралы, наслаждаясь ее поэтическими шедеврами в кабаре «Би-ба-бо», восторгаясь наивной гимназисткой Галочкой в Троицком театре миниатюр. «Петербургской Псишей» назовет Александру Перегонец поэт Николай Агнивцев в посвящении к своему удивительному стихотворному сборнику «Блистательный Санкт-Петербург».

Шурочка родилась 15 ноября 1895 года в городке Кузнецке Томской губернии, где добывали золото и серебро для царской казны и где отец ее Федор Егорович служил исправником по горному делу. Но сумрачный город не сохранился в детской памяти, всю ее заняла цветущая, благоухающая Калуга, куда семья переехала, когда девочке было около двух лет. В семье Шурочка была пятым ребенком. Отец умер до времени, скудная же пенсия вынудила его вдову, Марию Матвеевну пустить в дом постояльцев. Один их них, Федор Павлович Наттер — подполковник в отставке, руководитель театральной секции офицерского клуба, сыграет важную роль в судьбе ее младшей дочери. Тихая и задумчивая Шурочка училась в Калужской женской гимназии. Лет с 13 она стала участвовать во всех театральных мероприятиях гимназии и когда выходила на сцену, зритель забывал про Шурочку Перегонец — так завораживал ее дар перевоплощения.

Закончив гимназию, по «благословению» Наттера девушка уехала в Петербург. Осенью 1914 года она поступила в знаменитую Школу сценических искусств Андрея Петровского. Исключительный талант ее заставил Петровского уже после двух месяцев занятий перевести ученицу на второй курс. «У нее были какие-то огромные, чудесные, необыкновенные глаза, по-моему, трагические… Потом, ее скромность, сердечность, какая-то поразительная внутренняя чистота, которой было проникнуто все ее существо. Она была очень молчаливая, сосредоточенная и даже какая-то грустная… Вся в себе и в творческой работе», — вспоминала Шурочкина сокурсница актриса Ядвига Кармина. С непостижимым для ее возраста проникновением во внутреннюю суть персонажа Перегонец сыграла Нору в «Кукольном доме» Ибсена, Бронку в «Снеге» Пшибышевского, сестру Беатрису в одноименной пьесе Метерлинка…

Первые роли на профессиональной сцене будут сыграны летом 1916 года в Петрозаводске в составе товарищества под руководством Бориса Бертельса. Осенью же Бертельс пригласит Александру вступить в труппу Петроградского театра миниатюр А. Фокина на Троицкой улице. Тонко, изящно сыграет она девочку-гимназистку Галочку в одноактной пьесе по рассказу Аркадия Аверченко «Нянька Галочка». И в одночасье станет знаменитой, ни один уважающий себя театрал не пройдет мимо этого прогремевшего на весь город спектакля. В ее петроградских сезонах будут: «Привал комедиантов», кабаре Би-ба-бо, антреприза Зброшек–Пашковской… Публикой молодая актриса будет любима, критика будет к ней щедра. «Это сама юность, искренность, лиризм, неподдельная веселость. Каждая ее интонация дышит правдой», — сообщит журнал «Обозрение театров» о Сильветте — Перегонец в ростановских «Романтиках». «Она дает благоуханный образ детской чистоты и наивности, вызывающей светлый смех», — это уже «Театр и искусство» о роли в «Безнравственной женщине» Д. Лондона.

В «Би-ба-бо» Шурочка встретится с Николаем Агнивцевым — поэтом, автором удивительных театральных миниатюр, в которых она создаст образы неповторимой нежности и поэтичности. В театре встречает она и будущего супруга – актера Ивана Вольского. Но в жизнь личную вмешиваются великие потрясения. Революция выметает любителей «малой формы», и оставшиеся без зрителя артисты маленьких театров будут вынуждены расстаться с Петроградом. Для Александры решение будет болезненным и нелегким, в этом городе она мечтала прожить долгие годы.

Перегонец, Вольский, Агнивцев и другие члены труппы оказываются в Киеве. В городе крайне неспокойно: террор, погромы, постоянная смена власти, — но артисты как-то умудряются создать театр «Кривой Джимми», сыграть несколько спектаклей, и в прямом смысле слова, едва прихватив с собой декорации, сбежать. Начинаются мытарства: Харьков, Краснодар, Ростов…

Облегчение наступает в Тифлисе – начинаются регулярные спектакли, как-то налаживается быт. Театр пользуется устойчивым успехом, рецензент еженедельника «Арлекин» С. Абашидзе дает подробнейший отчет о его деятельности: «Кривой Джимми» — русский театр в лучшем значении этого слова. Сколько боли в его песнях. Сколько лиризма. Тоски… Но мало Агнивцева. Нужна еще Перегонец. Должен признаться – я влюблен в эту маленькую женщину. О ней я мечтал, когда гулял осенью в сумерки в Летнем саду. Когда на горизонте над Невой алели небеса. Звуки голоса ее — точно лепестки опадающих цветов нарцисса. Белые лепестки. Ее необычный чарующий голос по девственной чистоте напоминает гетевскую Маргариту. Она с первого дня существования «Джимми» воспевает Петербург — город строгой мысли, сосредоточенной красоты, город Белых ночей…».

Репертуар Перегонец расширяется за счет ролей танцевально-пантомимического характера, она участвует в скетчах, памфлетах, пародиях, ревю, старинных водевилях. 16 декабря 1920 года – первый бенефис актрисы, в центре: фантазия Ю. Беляева «Путаница». И вновь признание в любви от «Арлекина»: «На старости лет, когда вы вспоминаете весну своей жизни, ее блеск и сладость, вам представляется существо полное грации. Имя этой весны и грации — Александра Федоровна Перегонец… Если бы талантливый Беляев был жив и увидел бы Перегонец в «Путанице», он бы понял, что именно она, порхая и танцуя, чаруя, веселя, грезилась ему в минуты вдохновенного творчества…»

В Тифлисе произошла встреча с группой артистов МХТ, которая могла изменить все течение ее жизни. «Мхатовцы заинтересовались мною, Качалов был в восторге. Предложил вступить в их труппу, я, по глупости, по неопытности оттолкнула это предложение, — напишет артистка несколько лет спустя. – «Джиммисты» наши подняли страшный скандал. Умоляли, чтобы я осталась у них в театре. Я осталась, потому что ужасная вещь – эта жалость. Ну нет мне судьбы, как говорится».

Впереди будут Москва и Казань, Петрозаводск и Сибирь, сезон в ленинградском БДТ, роль Ихошки в знаменитом фильме Якова Протазанова «Аэлита». В 1928 году окончательно разладятся непростые отношения с мужем. В 1929-м она впервые сыграет единственную свою трагедийную роль – Луизу в «Коварстве и любви» Шиллера. С 1932 года Александра Перегонец – актриса Симферопольского драматического театра. Рядом дорогой ее сердцу человек («половинка», которая разделит со мной радость и горе», — как писала она в письме к брату) прекрасный актер Анатолий Добкевич.

…В ноябре 1941 года в Симферополь вошли гитлеровские войска. За отказ стать губернатором города Анатолия Добкевича замучили в гестапо.

…Ее душа отказывалась верить происходящему. Если бы она могла растаять, исчезнуть в небытие, она бы исчезла. Но дни шли за днями. Александра Федоровна преподавала в студии, организованной для спасения молодых ребят от угона в Германию. Посещала ненавистные приемы. Собирала медикаменты для партизан. Выходила на сцену.

…Ее арестовали 18 марта 1944 года. За три дня до входа в город советских войск, вместе с другими подпольщикам, Александра Перегонец была расстреляна.




Hosted by uCoz