Роли Натальи Сайко

Согревая любовью
«Ленинградка» 20 января 1992 год
Светлана Рухля

«Я вообще ни о чём не жалею,
что происходит со мной в жизни.
Всё это — опыт, всё пригодится в дальнейшем.
В работе. Для меня главное — работа».

(Наталья Сайко)

Наталья Сайко В «Противостоянии» Наталья Сайко сыграла Анну — некрасивую, недобрую любовницу Кротова. Для неё, исполнительницы ролей женщин увлечённых, одухотворённых, образ этот был неожиданен. Насколько эта её работа была удачна, судить можно по-разному, но одно мне представляется очевидным — в Анне не просматривались черты, выгодно отличавшие Сайко в прежних её ролях. И вряд ли была необходима в этой роли — довольно бледной по месту, отведённому ей в сценарии, — актриса с таким складом дарования.

Наталья Петровна Сайко родилась 12 января 1948 года. Жила в Таллине. Почему решила стать именно актрисой? Сайко об этом рассказывает так: «В детстве я мечтала о разном: быть учительницей, работать в цирке, стать балериной, врачом. Долго была уверена, что буду врачом. А после туристской поездки в Ленинград, когда мы побывали на замечательном спектакле Большого драматического театра, я решилась — буду актрисой!»

Приглашение на первую свою роль в кино Сайко получила ещё будучи студенткой второго курса Московского театрального училища им. Б. В. Щукина, куда поступила после окончания 10-го класса. Это была роль Зинки, дочки Анискина, в картине И. Лукинского «Деревенский детектив» (1969). Если бы значимость дебюта оценивалась по характеру героини, то можно было бы сказать, что Наталья Сайко «ворвалась» в кинематограф, столь порывиста, решительна была её Зинка. Роль молоденькой актрисе удалась, но в ней она была ещё далеко от той Сайко, которую позже узнают и полюбят зрители. Наталья Сайко относится к актрисам, которым выпала удача (если, конечно, считать, что удача выпадает) сыграть много центральных ролей, и, несмотря на внутреннюю схожесть большинства её героинь, они не были скучно-шаблонны, в каждой была видна именно её человеческая суть. Давайте вспомним некоторых из них.

Трижды исполняла Наталья Сайко роли актрис. Это были совершенно разные героини. В фильме В. Соколова «Я — актриса» (1980) ей посчастливилось сыграть великую русскую актрису Веру Фёдоровну Комиссаржевскую. Можно долго спорить, как можно сыграть гениальность и возможно ли её вообще сыграть. Наверное, нельзя, но можно талантливо и бережно рассказать историю Великой жизни, что, бесспорно, удалось Наталье Сайко (а позже, на мой взгляд, Галине Беляевой в заглавной роли картины «Анна Павлова»). Её Комиссаржевская — целеустремлённая, преданная театру, необыкновенно живая, с глазами восхищёнными или усталыми, но неизменно излучающимися что-то глубоко внутреннее (такой же внутренний свет отличал другую героиню актрисы, так и не сумевшую понять своего возлюбленного Павку, хрупкую и сильную одновременно Тоню Туманову («Как закалялась сталь», режиссёр Н. Мащенко, 1975).

Другая актриса, получившая жизнь при участии Натальи Сайко — Анжелика Гай — красавица-кинозвезда в красивом фильме «Завещание профессора Доуэля», снятом Л. Менакером по мотивам знаменитой фантастики А. Беляева. Анжелика с аккуратными золотистыми волосами, тонким, почти скрытым за большими очками лицом, хорошеньким, чуть тронутым улыбкой ртом… Роль такая неожиданная. А исполненная так верно, узнаваемо. А ведь в вышеназванном фильме Сайко сыграла тройную роль! И каждая женщина была иной, но первые две судьбы трагически переплетались в третью. И ведь это не просто тело Анжелики, это и душа Анжелики, и это не просто голова Моники — это и душа Моники… И в пределах одной картины актриса была и холёной кинозвездой, и простенькой, вульгарной певичкой, и мечущейся, страдающеё «биологической конструкцией» Евой, с ужасом осознающей в себе, то двух совершенно непохожих между собой женщин, а то вдруг истинно себя. И, наконец, Юлия Мартынова («Голос», режиссёр И. Авербах, 1982), молодая, тяжелобольная актриса, стремящаяся во что бы то ни стало закончить свою работу — озвучить сыгранную ею журналистку. Самоотверженный человек, всегда вызывает симпатию, но человек, отдавший своё последнее земное время любимому делу, вкладывающий в работу свои самые последние, только вдумайтесь, самые последние силы (а вдруг, поберегись она, и жизнь бы продлилась?), вызывает уже не просто симпатию, — потрясает, заставляет сопереживать, а возможно, и желание изменить что-то в своей жизни.

Наташа («Старшина», режиссёр Н. Кошелев, 1980) — просветлённая, печальная и спокойная. Настоящая женщина — добрая, жалостливая, надёжная. Такой нежный взгляд, кажется, впервые был у Натальи Сайко. Глаза актрисы — огромные, выразительные — всё рассказывали об этой несчастной, потерявшей мужа и сына, женщине, не загрубевшей, не заледеневшей, а сумевшей «отогреть» много перестрадавшего старшину Коцюбу (В. Гостюхин).

Ольга Вышеславцева («Лавина», режиссёры Н. Кошелев, В. Морозов, 1977) — счастливая, несколько эгоистичная по отношению к окружающим юная жена, в начале фильма («Пожалуй, никогда, никакой героине Сайко не приходилось быть более счастливой, чем Ольга, в первой половине картины» — напишет кинокритик В. Симоновская) и неожиданная вдова, с печально сомкнутыми губами, выбирающая в память о муже опасную профессию лавинщицы. Другая Ольга («Летаргия», режиссёр В. Лонской, 1983) очень добрая, привыкшая помогать людям не по призыву, а просто не умеющая жить иначе, тоже очень любящая, своим бескорыстием, бескомпромиссностью сумевшая изменить любимого (А. Мягков), хорошенькая барышня Лиза, оказавшая помощь подпольщикам («Взрыв, замедленного действия», режиссёр В. Гажиу, 1971)…

В театре на Таганке, где она работает уже долгие годы (с 1970) — «Три сестры», «На дне», «Гамлет», «А зори здесь тихие…».

Самой своей сложной ролью в кино Наталья Сайко назвала роль Веры Фёдоровны Комиссаржевской, самой любимой — Юлию Мартынову… Пусть подарит ей судьба ещё много и любимых и трудных ролей, пусть войдут её женщины в наши души, согревая их любовью и добротой.




Hosted by uCoz