«…И женщина с прозрачными глазами»
«Ленинградка» 30 ноября 1992 год
Светлана Рухля
Уже десять лет прошло со дня её смерти. И все эти десять лет её помнили, смотрели фильмы с её участием, писали о ней… Она жила во Франции, но не забывали о ней и наши, тогда ещё ленинградские газеты. Не забывали… но тонкая поэтичная статья в «Смене» (лето 1990 года) рассказывала о романтической любви актрисы к Алену Делону, публикация же в «Новостях видео» недвусмысленно высказывалась о широте сексуальных интересов французской кинозвезды.
Я не берусь судить о том, хорошо или плохо выносить на суд жаждущих подробности личной жизни (хотя факты говорят о том, что её реакция на стремление сделать её частную жизнь достоянием гласности была сугубо отрицательна). Но сегодня, когда прошло ровно десять лет со дня её безвременной кончины, хочу вспомнить именно её творчество, ибо прославилась Роми Шнайдер всё-таки не своей любовью к Алену Делону, какое бы важное место это чувство не занимало в её жизни, и не по каким-то иным обстоятельствам cвоей личной жизни. Мир узнал её как прекрасную, редкого профессионализма актрису, и именно это обеспечило её бессмертие…
Она не получила никакого профессионального образования. На съёмочной площадке девочка появилась вместе с матерью — знаменитой актрисой. Обречена ли она была стать актрисой, имея такую мать как Магда Шнайдер? Вопрос скорее риторический — а обречены ли были стать актёрами дочь Джуди Гарланд—Лайза Минелли или сын Керка Дугласа — Майкл? А если бы в силу каких-то обстоятельств не сложились актёрские судьбы родителей и их дети не росли бы в той атмосфере, в какой им выпало расти, пришли бы они к этой профессии сами или дар их растворился бы в других видах деятельности? Как знать… но в 15 лет юная чудесная Розмари сыграет дочь своей матери в фильме «Белые лилии», а фильм Эрнста Маришки «Зисси» принесёт ей славу. Она сыграет молодую Елизавету — женщину, которая через годы станет австрийской императрицей. Фильм был красивым. Красивой была она. Нет, она не стала ещё той, которую признают киносветила мира, но любовь зрителей уже пришла к ней, чтобы никогда не покинуть. Ей уже 17, и она уже Роми Шнайдер и за удачной первой «Зисси» последовали «Зисси-императрица» и «Зисси и её судьба». За Роми закрепляется амплуа лирической героини, и такие картины, как «Кристина», «Мадемуазель Анж», «Прекрасная лгунья» составят целый этап её творчества, но в повторении тех или иных перипетий классических мелодрам ей станет тесно. После знакомства с Аленом Делоном Роми уедет в Париж, но сотрудничество с французскими режиссёрами сложится не сразу, и до поставленного в 1961 году фильма «Бой на острове» (режиссёр А. Кавалье) она сыграет ещё в нескольких немецких картинах.
Нет возможности упоминать все 57 ролей, сыгранных ею, но среди них были три картины Лукино Висконти — «Бокаччио-70» (1962), «Гибель богов» (1972) и «Людвиг» (1973). В последнем она вновь встретилась с героиней своей юности Зисси. Пять раз на съёмочной площадке Роми Шнайдер встречалась с Клодом Сотэ, плодами этого сотрудничества стали картины «Мелочи жизни» (1969) , «Макс и жестянщики» (1970), «Цезарь и Розали» (1972), «Мадо» (1976) и «Простая история» (1978) (В СССР — «У каждого свой шанс»). В замечательном фильме Пьера Гранье-Дефевра «Поезд» Роми Шнайдер сыграет участницу Сопротивления, потерявшую на войне родных, полюбившую случайно встреченного в поезде человека, с которым ей не суждено быть вместе, в «Старом ружье» Робера Энрико — светлую любимую Клару, страшно умирающую от рук фашистов. Мечется, страдает в «Преступном репортаже» Бертрана Тавернье её «смертельно» больная Катрин — жертва рождённого на обывательских интересах телесюжета. Орсон Уэллс снимет её в «Процессе», Карл Формен — в «Победителях»…
У Роми Шнайдер были проходные и были значительные роли. Были роли, в которых ей удалось подняться до самых вершин. Очень точно написала о героинях актрисы критик Ирина Рубанова в своей статье «Еще не замер смех…»: «Её героинями были хорошие люди и люди плохие, злые, жестокие. Как художник она должна была понять тех и других. Её главной темой был неодолимый порыв к счастью, добру, согласию, её сюжетом — житейская судьба этого порыва. «Положительным» женщинам Роми Шнайдер удавалось претворить движение души в реальность. «Отрицательные» потому у неё и отрицательные, что их мечта разбилась, как написал Маяковский, «о быт».
К сожалению, жизнь не баловала саму актрису, в её жизни были два неудачных замужества, страшная гибель сына и ещё много того, что исподволь подтачивало её силы… А потом наступила майская ночь. Ночь, когда сердце её остановилось. С той ночи прошло десять лет, но её зелёные глаза, её белоснежная улыбка и весь тот свет, который она излучала своей красотой, добротой, искренностью, живут на экранах и не дают забыть о ней, актрисе милостью Божьей. Сделавшей много и не сделавшей многого…
Более подробно о творчестве Роми Шнайдер можно прочитать в сборнике А. Брагинского «Актеры французского кино» (М.,1986) и в статье И. Рубановой «Еще не замер смех…» («Советский экран» — 1982 — №22).