Актёр из старых лент
«Ленинградка» 8 февраля 1993 год
Светлана Рухля
Лев Наумович Свердлин умер 24 года назад. Прекрасный актёр театра, он был и выдающимся актёром советского кино. Сегодня советского кино нет. Фильмы, принёсшие актёру популярность, хвалить не принято. Но вместе с тем он действительно был замечательным актёром и ни в коей мере не заслуживает забвения.
Лев Свердлин дебютировал в фильме 1926 года «На верном следу». Но первой настоящей ролью к тому времени уже известного артиста Театра Мейерхольда (между двумя указанными фильмами прошло восемь лет) стала роль в фильме Б. Барнета «У самого синего моря». Хорошо знавший жизнь рыбаков (он родился в Астрахани) и, рано оставшись сиротой, работал с десяти лет — Свердлин естественно вписался в образ своего героя, рыбака Юсуфа.
Два фильма 1937 года, в которых он исполнял роли японских шпионов, принесли ему всесоюзную известность. Художника истинно наблюдательного, Свердлина не могло удовлетворить распространённое и далекое от действительности изображение врагов, поэтому его герои не выглядят карикатурно. В фильме Д. Марьяна «На Дальнем Востоке» он сыграл Цоя — для окружающих красного партизана, на деле — шпиона. Такого рода «двойная» роль показала широкую палитру актёрских возможностей Свердлина — в одном и том же фильме он был то весел и доброжелателен, то хитёр и жесток. Очень удалась актёру и роль полковника Усижимы в картине братьев Васильевых «Волочаевские дни». Даже пластика и сам внешний облик героя выглядели необыкновенно цельными, завершёнными в единстве с миром действий.
Внешность Льва Свердлина способствовала тому, что режиссёры видели в нём прежде всего человека «азиатской национальности». В силу этого многие его персонажи и принадлежали к людям разных национальностей. Он играл и уже названных японцев, монгола Сухэ-Батора, чукчу Тукая («Романтики»), Насреддина, ему довелось быть на экране и корейцем, узбеком, якутом… Но в картине В. Пудовкина «Минин и Пожарский» он неожиданно появится в роли боярина Григория Орлова, причём будет выбран (по фотографии, как наиболее яркий типаж) историком — специалистом по представляемому историческому отрезку. Будучи артистом, не ограничивающимся внешним сходством, Свердлин изучал конкретно язык, черты той национальности, которую представлял, поэтому его герои не были абстрактными «восточными» людьми. Современному зрителю, видимо, более известны роли вождя монгольского народа Сухэ-Батора — твёрдого обаятельного человека в фильме 1942 года «Его зовут Сухэ-Батор» (реж. Н. Зархи и И. Хейфеца), несколько бесшабашного, наполняющего всё вокруг себя весельем, но вместе с тем мужественного, смелого друга Николая — корреспондента Мишки Вайнштейна («Жди меня» 1943, реж. А. Столпера и Б. Иванова) и неунывающего народного героя Насреддина из фильма Я. Протазанова «Насреддин в Бухаре» (1943). В ретроспективе фильмов Леонида Лукова был показан фильм «Две жизни», где Свердлин превосходно сыграл роль профессора Бороздина — русского интеллигента, трагически погибшего в пылу революции. Молодые зрители обязательно вспомнят его Будённого в картине «Неуловимые мстители» Э. Кеосаяна (1967). С образом легендарного командира Льву Наумовичу пришлось встретиться впервые за 8 лет до «Неуловимых» в фильме Л. Лукова «Олеко Дундич».
Так случилось, что лучшие свои роли Л. Свердлин сыграл в довоенные и военные годы, хотя сниматься он продолжал почти до самой смерти. Последний его фильм датируется 1968 годом, а не стало артиста 29 августа 1969 года. Последнюю роль Свердлин сыграл в фильме таджикского режиссёра Б. Кимягарова «Как велит сердце». Талантливо исполненная роль Каримова оказалась глубоко символичной — человек этот, проживший долгую, наполненную работой жизнь, размышляет о прожитом…
За долгую жизнь в искусстве, кроме театральных ролей, Лев Наумович сыграл более трёх десятков эпизодических и главных ролей в кино. В каждой из них он старался выразить человека во всей массе его чувств, эмоций, противоречий. Цельному человеку, одарённому актёру, ему удалось выразить многое, рассказать о многом и быть любимым зрителями. Уже много лет его нет на свете. В хранилищах лежат фильмы, в которых он жил, смеялся, ненавидел… Но иногда коробки с плёнками открываются, и опять на телеэкране появляется старый, наивный сегодня, неправильный по сегодняшним меркам фильм. И кто-то новый разглядывает лицо ученика Мейерхольда и настоящего актёра, и восхищается им…
Чтобы более подробно узнать о Л.Н. Свердлине, можно обратиться к книгам:
- Л. Свердлин. Статьи. Воспоминания. М., 1979;
- Актёры советского кино, вып. 8, М., 1972;
- Л. Свердлин «Разговор с товарищем по искусству», М.,1960.