Первыми вышли в эфир Лизетта и Филидор
«Санкт-Петербургские ведомости» 4 декабря 2004 год
Светлана Рухля
22 мая 1911 года профессор Технологического института Борис Львович Розинг впервые в мире продемонстрировал на экране электронно-лучевой трубки изображение геометрических фигур. Идеи Розинга удалось развить молодому ленинградскому изобретателю Борису Грабовскому: 26 июля 1928 года он получил на экране изображение движущегося трамвая. Пройдет еще 10 лет, и на пространстве Советского Союза начнется эра электронного телевидения. И первенство снова будет принадлежать нашему городу!
7 июля 1938 года вышла в эфир первая передача ОЛТЦ — Опытного Ленинградского телевизионного центра. Сохранилась платежная ведомость, из которой следует, что передавали тогда концерт, редактором которого была Е. П. Зильберман, а участницей — артистка Н. А. Чернявская. Вещание велось из студии в режиме реального времени.
Описание студии сохранилось в воспоминаниях одного из старейших телережиссеров Владимира Покорского: «В домике, занятом телецентром, самым большим помещением была студия — площадь ее равнялась 63 кв. метрам. Сценическая площадка, отводимая для игры актеров, имела в ширину шесть, а в глубину четыре метра. Полагали, что для первых опытных передач — показа певца, чтеца и пианиста — большая площадь не требовалась. В студии стояла одна камера на неподвижном штативе с одним длиннофокусным объективом. Вторая камера находилась в телепроекционной. Операторский визир был подобен матовому стеклу старинного фотоаппарата — изображение на нем получалось вверх ногами.
Помещение своей отделкой напоминало радиостудию: стены обиты материей, на полу — толстый ковер. Угол зрения камеры обозначался тесьмой, нашитой на ковре. Этот треугольник был разбит поперечными линиями на десять отрезков-трапеций. Актерам говорили: танцевать вы должны у самой стенки, а вот когда целуетесь, подбегайте ближе к камере, и не выходите за линии треугольника!»Сведения о первых передачах случайны и отрывочны — дело в том, что с началом Великой Отечественной войны было принято специальное постановление об уничтожении некоторых документов. Среди них оказались 47 тысяч единиц хранения из документов Радиокомитета.
И всё-таки известно, что первой собственной постановкой ОЛТЦ стала одноактная оперетта Ж.-Ж. Оффенбаха «Лизетта и Филидор». Она была разыграна артистами Театра музкомедии В. Христиановой и В. Свидерским. Это были популярнейшие актеры довоенной оперетты. Валентина Христианова — женственная, яркая, идеальная классическая героиня с большим звучным сопрано. Валентин Свидерский — кумир публики, статный, обаятельный с красивым баритоном и хорошей вокальной школой. Первой драматической постановкой стала драма Р. Сендера о событиях в Испании «Тайна». Первый опыт приспособления оперы для телеэкрана — опера Дж. Россини «Севильский цирюльник». Работал над ней режиссер Теодор Стеркин: «Сначала был сделан монтаж оперы. Наиболее яркие страницы этой музыки относятся к истории отношений юной Розины с ее опекуном Бартоло и молодым графом Альмавивой. На этом мы сосредоточили все действие музыкального монтажа. Получилось нечто вроде веселой музыкальной новеллы, близкой к обличительным тенденциям комедии Бомарше… Уже в этой первой оперной постановке стали вырисовываться некоторые правила работы с музыкальным актером на телевидении, своеобразие построения мизансцен, соотношения планов».«Севильский цирюльник» впервые вышел в эфир 15 октября 1939 года, а всего — по просьбам телезрителей — его показали семь раз. Столько же жизней получил в эфире водевиль «Утка и стакан воды». А еще были представлены зрителям четырехактный спектакль «Два брата» по драме М. Ю. Лермонтова, одноактные оперетты «Потомок Зевса» Ф. Зуппе и «Месяц май» И. Штрауса. Интересная деталь — все перечисленные произведения не шли в те годы в ленинградских театрах и посмотреть их можно было только по телевизору…
К довоенным достижениям Ленинградского ТВ относится и постановка оперы советского композитора Юлии Вейсберг «Гюльнара» на сюжет из «Тысячи и одной ночи». Эта опера никогда не шла в театре и была приспособлена специально для телевидения. Во время ее постановки был изобретен «комбайн», позволяющий одному актеру-кукловоду управляться с несколькими куклами, а массовку изображали несколько хористов, которых снимали в непрерывном движении на крупных и средних планах.
«Я ничуть не погрешу против истины, — писал Т. Стеркин, — если скажу, что вопросами музыкального вещания всерьез и как-то сразу занялись именно на ОЛТЦ. Может быть, это случилось потому, что в Москве не оказалось к началу работы телевидения специального музыкального режиссера, а может быть, и потому, что экран, даже малый, казался неподходящим «плацдармом» для музыки».Очередной постановкой ОЛТЦ должна была стать «Травиата» Дж. Верди. Репетиции её начались в июне 1941 года, причём в отличие от «Севильского цирюльника», шедшего в сопровождении рояля, «Травиата» готовилась уже с небольшим оркестром. 22 июня 1941 года в 9 часов утра состоялась генеральная репетиция оперы. А так и не состоявшаяся премьера была назначена на 25 июня.
Великая Отечественная война прервала телевизионное вещание на шесть лет.
Новый отсчет истории Ленинградского ТВ начнется в 1947 году…