«Якоб Ленц» в Петербурге
«Музыка Петербурга». Электронная версия. 2001 год
Светлана РУХЛЯ (под псевдонимом Фотина Мергель)
«Абстрактные формы подобны … музыкальным построениям, которые наше сознание фиксирует при помощи органов слуха» Викинг Эггелинг
Немецкий композитор Вольфганг Рим, на сегодняшний день, один из самых исполняемых в мире «классических» композиторов. Сравнительная молодость (В. Рим родился 13 марта 1952 года) не мешает ему быть автором более 350 музыкальных произведений различных жанров, среди которых есть несколько опер: «Фауст и Йорик» (Ж. Тардье — Ф. Хаас, 1976 г., камерная), «Якоб Ленц» (Г. Мюллер — В. Рим, 1983-1986 гг., премия Рольфа Либермана, 1986 г.), «Эдип» (либретто композитора по Софоклу, Гельдерлину, Ницше, Х. Мюллеру, 1986-1987), «Завоевание Мехико» (либретто композитора по А. Арто, 1987-1991 гг.), Выразительность музыкального языка В. Рима заставляет вспомнить о первоначальном названии жанра dramma per musieca (драма на музыке), а психологическая напряженность его произведений невольно воскрешает в памяти музыку великого экспрессиониста XX века Альбана Берга.
Историческая справка: Якоб Михаэль Рейнгольд Ленц (1751-1792) - поэт, драматург, прозаик. Русский немец, стоявший вместе с Гете у истоков эпохального явления европейской культуры, называемого сегодня «буря и натиск». Современники приравнивали его поэтический дар к дару Гете. На определенном этапе жизни он переживает глубокий внутренний разлад, отяготившийся душевной болезнью. Именно этот драматический период жизни Якоба Ленца отображен в новелле «Ленц» Георга Бюхнера, ставшей литературной основой оперы В. Рима. Несмотря на кажущуюся беспросветность ситуации — за рамками новеллы и оперы — Ленц вернется к нормальной жизни. Он будто бы забудет о своих поэтических исканиях и проживает 13 лет, наполненных активной педагогической, литературной и общественной деятельностью. Нелепое происшествие — Ленц будет сбит каретой на ночной улице — прервет его жизнь.
Жанр камерной оперы, предполагающий небольшую сценическую площадку, специфические особенности музыкального изложения оптимален для выражения глубоко личных, непонятных окружающим переживаний. Музыка В. Рима и вне конкретно положенных на нее текстов необратимо и поступательно создает атмосферу зыбкости, тревожности, погружает в состояние недобрых ожиданий. Звучащая в пространстве бывшего лютеранского храма — места с уникальными акустическими и психологическими характеристиками — она приобретает еще более символическое значение. «Белая гармония пространства церкви Св. Петра и Св. Павла заявляет о гармонии мироустройства. В эту среду помещен человек, находящийся в абсолютном конфликте с самим собой и окружающим миром», — говорит постановщик спектакля Андрей Могучий. Р>
Состояние Ленца — мятущиеся в его подсознании понятия и образы, перетекающие друг в друга без видимых логических связей — одиночество, подавленность, просветление, страх замкнутого пространства, умиротворение, созерцательность, отчаяние, тоска, просветляющая сила Молитвы и вновь — полная растерянность — осколки лишенные какого-либо объяснения. Пошатнувшийся внутренний мир Ленца полностью атонален, как в обозначенном музыкальном явлении слух не находит ладового центра, его вмиг распавшееся сознание лишено какой бы то ни было опоры. Подобно несостоявшимся функциональным связям звуков и созвучий с тональным центром, рассыпанные ощущения не в силах объединиться и слиться хотя бы в мнимую душевную гармонию. Камерная опера вкупе с современными технологиями способствует предельному смыканию формы и содержания. Происходящая драма то сжимается до узости бытия отдельного человека — Ленца, подобно сжимающимся спиральным и зубчатым гребням «Диагональной симфонии» Викинга Эггелинга, безостановочно опрокидывающим сознание в деформированный мир неопределенных ассоциаций, то разрастается до масштабов бытия всего человеческого сообщества, возведенного в немыслимые степени личной трагедии отдельных индивидов, составляющих это сообщество, беззащитных перед неподдающимися человеческому осознанию событиям.
Органическая спаянность музыкального действия с видеорядом — мозаичной чередой кинофрагментов, среди которых Жан Кокто и Луис Бунюэль периода французского кино- авангарда, фокусирует внимание на неразрывной связанности частного внутреннего мира с миром внешним. Ленц — литературный, музыкальный и истинный — лишь мнимые избранность и «заумность». Его иррациональные переживания — лишь при невнимательном взгляде — драма эстетствующего индивидуалиста. По сути же физиологический страх пустоты, охвативший душевнобольного маргинала Ленца, жившего во второй половине XVIII века и призванного Бюхнером на стыке первой и второй трети века XIX, сегодня актуален для каждого. Депрессия стала естественной формой существования уже для слишком большого количества людей, а ближайшие десятилетия привлекут в ее ряды новых адептов. «Ад безумных мыслей», охвативший Ленца по меткому определению его друга Кауфмана — вседневная реальность.
В 1921 году австрийский композитор Альбан Берг — представитель новой венской школы и один из создателей серийной техники подарил миру один из абсолютных музыкальных шедевров — оперу «Воццек», литературной основой для которой послужила одноименная драма Георга Бюхнера.
13 июня 1927 года в Ленинградском Академическом театре оперы и балета состоялась советская премьера этой оперы. Представляется интересным, что жизнеутверждающая эпоха соцреализма не помешала создать спектакль, о котором более поздний, но не менее «реалистический» рецензент напишет: «Детальный разбор музыкальной формы данной оперы позволил установить, что экспрессионионистическая изломанность звучания сочетается в ней с натуральными красками. Эклектичность эта была проявлением «атонализма» — направления представителем которого является Альбан Берг, ученик Шенберга, создателя школы «атонализма» в музыке. В унисон с музыкой Альбана Берга режиссер создал мистический спектакль».
Государственная система, всерьез поверившая в наступившую материалистическую эпоху, будто бы способную уничтожить душевное смятение в самом зародыше, не приемлела мистических решений. Натуральные краски обязаны были отражать натуральные (естественные, объяснимые) процессы. Сегодняшняя роль государственного регулирования мыслительного процесса почти безальтернативно подхвачена, будто бы никем не делегированной массовой культурой, пытающейся вместить всю противоречивость современного мира в простенькие формулы по типу рекламного ролика «бери от жизни все». И на фоне разросшейся до абсурдных размеров индульгенции обладателям «всего» Андрей Могучий создал спектакль, в котором вывернутое наизнанку больное сознание становится зеркальным отображением алогичности современного мира.
В1909 году австрийский композитор Арнольд Шенберг создал монодраму «Ожидание». Трагическое мировосприятие наступающей действительности подвигло композитора довести музыкальный накал до предельного эмоционального возбуждения. Казалось бы, ожидание таких социальных потрясений ни оставляло миру, ни единого шанса…
Но мир все еще существует. Отсутствие позитивного выхода остро осознанное европейской интеллигенцией в преддверии первой мировой войны так и не найдя своего исхода расползлось по душам. Как будто бы радикально изменившаяся действительность, по сути, изменилась лишь внешне. Физически жить стало много удобнее. Невиданный мир ощущений, в который манит, все более изощряющаяся массовая культура на время позволяет обмануться, что легче стало жить и душе. Но весь этот настойчивый, казалось бы, прорастающий отовсюду конформизм так и не подарил никому «невыносимой легкости бытия». Новый век не принес защиты от смятения, страха и одиночества отдельному человеку. Мир отдельного человека, отказавшегося от веры в Бога, еще более хрупок и беззащитен. Достижение внутренней гармонии — призрачно, а отсутствие смятения — состояние временное и иллюзорное.
Ленц, как известно, выбрался из своего «ада безумных мыслей», и получив от судьбы, более десятилетия полнокровной жизни, вновь оказался бессильным перед роком, материлизовавшимся, на сей раз, колесами неизвестной кареты…
ЯКОБ ЛЕНЦ
РОССИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА
ОПЕРА + МУЛЬТИМЕДИА
Композитор Вольфган Рим
Режиссер Андрей Могучий
Дирижер Мальте Кройдл
Сценография и костюмы Михаил Бархин
Мультимедиа Александр Малышев, Ростислав Попов, Виктор Рюхин
Ленц — Андрей Славный (баритон)
Оберлин — Михаил Антонов (бас)
Кауфман — Федор Леднев (бас)
ENSEMBLE Института Про Арте