Степ да степ кругом…

Молодежный еженедельник «Сорока» 7 июля 1997 год
Светлана РУХЛЯ (под псевдонимом Светлана Мергель)

Говорят, что негры испытывают особую гордость от того, что дали России Пушкина, а миру — джаз. Но современные молодые выходцы с черного континента, пожалуй, уже и не знают, что именно Африке мир обязан степом — самобытным искусством танца, которым увлекались даже американские президенты. А вот тому, что этот танцевальный вид до сих пор не исчез с лица земли, сегодняшний мир обязан и Петербургу.

Чернокожие, как известно,
обладают мощным чувством ритма. Их там-тамы издревле оглашали Африку всевозможными призывами и вестями. Это был своего рода беспроволочный телеграф, оперативные «сообщения» которого могли молниеносно объединить племена для отпора врагу.
«Враг» в лице белого человека все же оказался сильнее, и у африканских аборигенов отобрали их главное оружие — барабаны. От обиды негры стали «тамтамить» свой протест босыми огрубелыми пятками по родной земле. Этот «бит» не услышали, и тогда они ринулись в Америку в надежде, что там их поймут и разрешат им вернуть любимые барабаны.

Американцы прислушались
к их ритмам, и в начале XX века в Нью-Орлеане родился джаз, быстро распространившийся по всей Америке. При каждом отдельном «джазике» обязательно был негр, отбивавший ногами музыкальную ритмику. От английского слова «step» — «шаг» эти «половые ударники» стали называться «степистами» (stepman). Ради еще большей экзотики темнокожих степменов еще сильнее красили в черный цвет. В 1920-х годах Рей Болджер придумал «степовые кастаньеты», крепившиеся к ботинкам для усиления стукового эффекта. Натоящую мировую славу степу принесли братья Николас благодаря своему участию в кинофильме «Серенада солнечной долины». Их удивительное искусство доказало, что чем профессиональнее степист, тем ощутимее, выразительнее та музыка, под которую он танцует. Не обошлось без исключения: знаменитый белокожий американский певец и актер Джин Келли был степистом потрясающего обаяния и стиля…

В Россию
эту заморскую диковинку завезли на белом пароходе негры-матросы. Они демонстрировали умение в одесских кабачках, отбивая тяжелыми башмаками дощатые полы «гамбринусов».
Наши плясуны быстро переняли манеру ритмичного танца, но истолковывали степ по-своему — под чечетку. Так у нас степ и прозвали, сравнивая стем. Как беспрестанно тараторят женщины-болтушки (чечетка — мелкая птичка отряда вьюрковых, быстро и дробно клюющая зерно).
Отцом «русской чечетки» является Николай Винниченко. В 1920-30-е годы на эстраде очень популярным был его номер «Black and White». Винниченко исполнял его в паре с негром-марокканцем до тех пор, пока тот не уехал к себе на родину. Популярность чечеточников была огромной. Это подтверждает и современный кинофильм «Зимний вечер в Гаграх», в котором актер Е. Евстигнеев играл прототип знаменитого в 1930-х годах чечеточника. Тогда степ был модным настолько, чтодаже известную русскую песню пели не иначе, как «Степ да степ кругом…»
После войны, в период так называемой «борьбы с космополитизмом» и джаз, и степ были запрещены как «тлетворное влияние Запада».
Но энтузиасты сохранили этот вид танца, и в хрущевские времена смело вышли с ним на сцену, сразу же завоевав советскую эстраду. В конце 1950-х — начале 1960 х годов чечетка отбивалась целыми семьями: Зерновы и блистательная пара братьев Гусаковых, известных всем по фильмам «Карнавальная ночь» и «Девушка с гитарой».
В 1970-е годы интерес к степу упал, и чечеточников очень редко включали в крупные правительственные концерты.

В Ленинграде
работала только одна семейная пара степистов — Владимир Винниченко (сын Н. Винниченко) и его жена Нина.
В 1989 г. они отерыли школу чечеточного искусства, которую приютил под своей крышей… клуб собаководства Кировского района. Тогда по этому поводу шутили так: породистых собак и настоящих степистов объединяет главное — страшная любовь к «отбивным».
Потом осталась только студия из наиболее талантливых учеников, которые на I Международном фестивале «Степ-парад» завоевали первое место (1993 г.). Тогда же студия получила статус Детского театра степа, который стал называться просто театром степа. Любители популярных телепередач «Утренняя звезда» и «Шире круг» могли видеть выступление этих артистов на телеэкране. Днем рождения театра считается 24 ноября 1991 г.

Петербургский Театр степа
насчитывает в своем составе 10 человек и один «степдуэт» из двух девушек. Подготовлено более 30 номеров, среди которых степовая интерпретация танца «Маленьких лебедей», «Моцартиана», композиция на русские народные мелодии… Посмотрев их программу и послушав зажигательные ритмы степа, я почувствовала себя, как балерина на пуантах. И поняла, что степ — это тоже балет, в котором помимо жеста и пластики есть еще и звук. Этот «разговор ног» бывает порой более выразительным, чем наша устная речь.
Художественный руководитель театра Н. А. Винниченко гордится своим детищем — первым и единственным подобного рода театром не только в Петербурге, но и во всей России.
Нина Александровна уточняет, что в отличие от москвичей-степистов, которые «сидят» только на технике, петербургские танцовшики имеют свой неподражаемый шарм и считаются именно стильными танцовшиками. Если учитывать, что увлечение степом на его родине, в Америке, прошло еще в 1950-х годах и возрождения жанра, похоже не предвидится, то Петербург должен не просто гордиться своим театром, но и дорожить им, как самым настоящим раритетом.
Двери Театра степа открыты для желающих войти в состав его труппы. Условия отбора традиционные: музыкальность, чувство ритма, опыт танца и внешние данные.




Hosted by uCoz