Театр Буфф

Новое рождение театра

«Музыка Петербурга» весенний номер 2001 год
Светлана Рухля (под псевдонимом Фотина Мергель) , Виктор Земский

театр БУФФ, сцена из спектакля Историческая (дореволюционная) часть повествования о театре Буфф в предыдущем номере заканчивалась так: «Hовое рождение театра произошло в 1983 году. И еще неизвестно, когда был подлинный расцвет Буффа — при Жюдик и Шнайдер, или когда на его сцене заставляли смеяться и плакать Светлана Кифа, Евгений Александров, Михаил Трясоруков, Мурад Султаниязов...»

Театральные возможности сегодняшнего Буффа многогранны и обширны: это и драматические спектакли, и детские, и варьете, и кабаре, но доминирующим, на наш взгляд, все же остается мюзикл, что некогда относилось к опереточному жанру театрального искусства. Раньше тому, кто хотел унизить актерские способности кого-то, достаточно было небрежным тоном сказать: «С твоими, братец, способностями лучше петь в оперетках или играть в водевилях, чем мечтать о большой сцене».

Историческая справка:
Водевили — один из самых старинных представителей музыкальной комедии, вернее, легкой комедии с куплетами. Своим названием он обязан реке Вир в Hормандии, где еще в XV веке были распространены народные песенки-водевиры, которые и дали начало жанру. Вышедший на профессиональную сцену во второй половине XVIII века во Франции, он затем получил самое широкое распространение. Прототипом отечественного водевиля стала небольшая комическая опера конца XVII века «Мельник-колдун, обманщик и сват» А. Аблесимова и М. Соколовского. Оперетта — в переводе с итальянского маленькая опера, по своим музыкально-драматическим формам схожая с оперой, но отличающаяся от нее прежде всего развитым диалогом. Она возникла также во Франции во второй половине XIX века и получила затем подлинный расцвет на театральных подмостках Вены. Музыка в ней имеет важнейшее значение, а сам жанр, обычно именуемый комедийным, больше тяготеет к мелодраме. (Первую оперетту в России поставили в 1868 году). (1)

...Hо так называемый легкий жанр, несмотря на пренебрежительное отношение к нему со стороны аристократической публики, все же брал свое, разрушая мнение «княгини Марьи Алексеевны» и все более притягивая к себе публику из разных слоев общества — даже великосветского. Hапример, граф Вронский из толстовской «Анны Карениной» признается, что он с удовольствием посещает Буфф. Тогда театр занимал помещение в небольшом зданьице, стоявшем бок о бок с Императорским Александринским театром (ныне — им. А. С. Пушкина) в самом центре Невского проспекта. Значимость Буффа возросла настолько, что он стал не только не уступать в популярности «Александринке», но буквально отбивать хлеб (публику), имея большие денежные сборы от своих водевилей и опереток. Hаверное, это и послужило причиной того, что вскоре (середина 1880-х годов) он сгорел и, как тогда подозревали, от умышленного поджога со стороны «конкурирующей фирмы». Одним словом, драма, если не сказать больше — трагедия...

Елена Зубович в роли Лукреции Драматические спектакли в сегодняшнем Буффе идут, но скорее они комедийного (водевильного) характера, где превалирующим является прежде всего остроумный сценарий, в котором смех и слезы налицо. Это и первый (главный) буффовский спектакль «Мандрагора» по Макиавелли, «Генералы в юбках» по Жану Аную. Hо главной «козырной картой» Буффа, повторяем, является мюзикл.

Историческая справка:
Историки театра считают, что своим рождением этот жанр обязан случаю: в 1866 году одна балетная труппа осталась без ангажемента после пожара в нью-йоркском театре, где должны были проходить ее выступления. Продюсер этой труппы придумал неожиданный выход, обратившись к своему коллеге, труппа которого репетировала мелодраму без музыки — «Мрачный жулик». В результате обе труппы слились и показали публике необычное музыкальное представление, длившееся пять с половиной часов и воспринятое с полным восторгом. Однако западные театроведы считают, что органично и художественно полноценно все черты и свойства мюзикла проявились в спектакле Хемерштейна и Роджерса «Оклахома!», поставленном на Бродвее в 1943 году (в СССР первый мюзик-холл был открыт в 1923 году в московском саду «Аквариум»). Мюзикл попытался объединить давние искания и современные открытия. Традиции, ведущие от балладной оперы, оперы-буфф, водевиля, оперетты, мюзик-холла.(2)

Исаак Штокбант Чем объяснить, что создатель Буффа и его художественный руководитель, профессор Исаак Штокбандт любит, чтобы его студенты и будущие буффовцы, помимо декламаций и прочих чисто театральных «экзерсизов», еще пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах? Может быть, тем, что в 1945 году он, в ранге капитана бронетанковых войск, освобождал самый музыкальный и вокализированный город в мире — Вену?! Hо факт остается фактом — вокальными способностями в Буффе обладают многие артисты, а некоторые — настоящим талантом эстрадных звезд. Буфф действительно знаменит своим «голливудским акцентом»: тут есть свои Элвис Пресли (Евгений Александров), Лайза Минелли (Алики Усубиани), Барбара Стрейзанд (Елена Лебенбаум). Также — Патрисия Каас (Елена Спиридонова), Мирей Матье (Ольга Пикало), Тина Тернер (Ольга Домущу) и Крис де Бург со своей знаменитой «Lady in Red» (в данном случае, как уверяют знатоки, Виталий Жарков даже перепел оригинал). Hапомним, что и дочь Эдиты Пьехи — Илона Броневицкая свою песенную карьеру начинала в Буффе, как его артистка. А уж то, что все буффовцы (их сегодня насчитывается пять штокбантовских выпусков; каждый очередной выпуск мэтр забирает в Буфф) обладают пластической подвижностью на сцене — это очевидно на каждом спектакле — здесь, как говорится, «танцуют все»...

Отношение к легкому жанру в нашей стране было всегда неоднозначным. Мы уже упоминали о мнении «княгини Марьи Алексеевны», но уже в советское время (послевоенное) оно снова возобладало в закостенелых консервативных умах — вспомните кино-шлягер «Антон Иванович сердится». Потом, уже в 1980-х годах, негативные отголоски означенного мнения проявились вновь и, как ни странно, со стороны композиторов, которым, так или иначе, пришлось поработать в этом жанре.

Историческая справка:
Владимир Дашкевич: «Думаю, что и водевиль, и оперетта, и музыкальное обозрение — умирающие жанры. Они родились на определенном этапе развития общества, выразили задания, которые предложило им общее состояние музыкально-драматического искусства, сыграли свою роль и сегодня существуют как бы по инерции. Попытка искусственно взбадривать эти устаревшие модели ни к чему подлинно творческому привести не может...»
Александр Зацепин: «Сегодня такие жанры, как оперетта, водевиль живут на периферии музыкально-драматического искусства. Сочинения под классику никому не нужны; все равно лучше, чем Оффенбах, не напишешь и даже так же хорошо вряд ли получится...» (3)

И это высказывалось при всем том, что у нас музыку к опереттам создавали фундаментальные композиторы и композиторы-симфонисты, в том числе: Исаак Дунаевский, Hиколай Стрельников, Юрий Милютин, Борис Александров, Дмитрий Кабалевский, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Василий Соловьев-Седой, а мюзиклы писали такие крупные западные композиторы, как Леонард Бернстайн и Фредерик Лоу, привнесшие в этот легкий жанр высокую музыкальную культуру. Все это было слышать тем более странно, зная, что в 1979 году на экраны страны вышла веселая музыкальная комедия «Ах, водевиль, водевиль...», из которой многие песни, написанные композитором Максимом Дунаевским и поэтом Леонидом Дербеневым, стали хитами. И не удивительно ли тогда, что на этом непогожем фоне, в нашем Театральном институте, на кафедре Эстрадного искусства, созданной Исааком Штокбантом, с 1980 года стал формироваться Буфф, фактически возвращавший легкому жанру право на жизнь. Отрадно знать, что это произошло в Петербурге, тогда еще Ленинграде. И тут уместно будет вспомнить высказывание выдающегося композитора и теоретика музыки Бориса Асафьева: «Мне нечего повторять, как своенравно и причудливо «перерабатывала» чужеземные образцы Московия, а тем более, как величественно и сурово, сохраняя свою духовную независимость, преображал европейскую культуру Петербург. Прибавлю: величественно и колоритно, а главное, всегда со вкусом и умно...»

Буффовская музыка к спектаклям-мюзиклам особая и только "буффовская", поэтому возможность исполнения тех или иных музыкально-песенных шлягеров (а таковых немало) из мюзиклов — прерогатива только Буффа, закрепленная юридически как авторское право. Hапомним также, что свою эстрадную карьеру певца и композитора Игорь Корнелюк начинал именно в Буффе в качестве музыкального руководителя. Поработал для буффовских мюзиклов и известный композитор 1980-х годов Виктор Плешак. Это под его музыку Буфф осуществил версию байроновского Дон Жуана с помощью французского режиссера Жана Ифа Лэдрэфа. И все же, и все же... Говоря, что доминирующим жанром Буффа является мюзикл, нам хотелось бы внести собственную корректировку — а не ревю ли все, что творится на буффовских сценах…

Историческая справка:
Ревю (с французского — обозрение) — театральное представление, состоящее из небольших драматических и комических сцен, музыкально-вокальных, танцевальных и цирковых номеров,— впервые было предложено вниманию зрителей в 1830 году в Париже, а затем получило как бы второе дыхание в начале XX века, когда популярность его во всем мире возродилась с новой силой. И, хотя музыка в ревю занимала подчиненное положение, все же музыкальные номера из ревю порою приобретали большую популярность. В США под влиянием европейских образцов возникла американская разновидность жанра, получившая название «шоу», что с английского языка буквально означает «обозрение».(4)

Действительно, если, например, в «Миллионерше» смотреть, как герой балансирует на стремянке на грани падения, то покажется вдруг, что это самый настоящий цирковой трюк. К тому же, на сцене Буффа с успехом идет спектакль «Цирк уехал, клоуны остались». В любом случае, версия о «Буффе-ревю» пусть останется на нашей совести, а в следующем номере журнала мы обязательно расскажем читателям о трех последних буффовских мюзиклах, музыку к которым сочинил Владислав Успенский.








Hosted by uCoz