Театр Буфф

История создания

«Музыка Петербурга» зимний номер 2000—2001 год
Светлана РУХЛЯ (под псевдонимом Фотина Мергель)

Даже если бы не существовало истории театра или канули в лету все документы театра «Буфф», мы все равно знали бы о нем, благодаря поэту Николаю Некрасову и… мадам Жюдик.


Жизнь наша пуф,
Пустей ореха,
Заехать в Буфф—
Одна утеха.
Восторга крик,
Порыв блаженства.
Мадам Жюдик —
Верх совершенства! —

Пели поклонники актрисы в некрасовской поэме «Современники».

Анна Жюдик Анна Жюдик — звезда («этуаль») французской оперетты и эстрады, первая исполнительница Денизы во всемирно известном творении Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш». Она «мастерски владела вокальной техникой: кантиленой, речитативом, таинственным и лукавым пиано» (1). Впечатление от ее выступлений усиливали загадочные темные глаза на прехорошеньком личике. Ей был присущ какой-то совершенно особый шарм пленять — дразнящая эротичность, прячущаяся под нравственной маской девичьей невинности и пастушечьей наивности. Мистически похожая на «Неизвестную» с портрета Крамского, она буквально завораживала русских театралов и, в частности, критика Александра Кугеля, видевшего в ней «экстракт капризной грациозности и прихотливой взбалмошности — какую-то эссенцию женственности». (2) Напомним, что Жюдик появилась на сцене Буффа в 1875 году.

Буфф возник как… цирк, спроектированный архитектором Николаем Львовым таким образом, что при желании его можно было легко превратить в театр. В январе 1859 года здание сгорело, но уже в сентябре его восстановили по прежнему плану, и тогда же оно было арендовано Дирекцией императорских театров. До 1867 в нем работала цирковая труппа, а потом целых три года здание пустовало.

Лето 1870 года ознаменовалось появлением нового арендатора — А. В. Фигнера, племянника героя Отечественной войны 1812 года. Целью предприятия стал показ французких оперетт. В зимний сезон здесь работала труппа летнего Заведения искусственных минеральных вод под руководством актера и режиссера И. Ру: демонстрировались одноактные оперетты с измененными названиями или же фрагменты из оперетт. В 1871 году антрепренером в театре стал В. Н. Егарев, содержатель летнего Русского семейного сада (Демидов сад). В 1873 году театр перешел к А. Ф. Федотову, известному театральному деятелю, актеру и драматургу. Тогда же появилось название «Опера Буфф» и последовавшее разрешение — ставить любые оперетты, используя их подлинные названия. «Милость» сия не была случайной, Федотов делал большие отчисления от сборов в пользу Дирекции императорских театров.

Успеху спектаклей способствовало и само строение — «круглое деревянное здание с потолком, укрепленным на металлических колоннах, с дощатой крышей, было удачно в акустическом плане: даже в самых отдаленных местах зала было отчетливо слышно каждое слово».(3)

Период с 1871 по 1877 годы можно считать «золотым» в истории театра —на сцене блистали ангажируемые звезды парижской эстрады и оперетты, включая упоминавшуюся «этуаль» Анну Жюдик и не менее известную Луизу Филиппо. Театр был настолько популярен у столичной публики, что его спектакли посещали люди из высших слоев общества — аристократы, чиновники высокого ранга, буржуазная верхушка.

Гортензия Шнейдер Напомним также, что в зимний период 1871-1872 годов здесь прошли гастроли знаменитейшей Гортензии Шнейдер, дочери ремесленника и модистки, ставшей в истории первой звездой оперетты благодаря великому Жаку Оффенбаху и потрясающей удачливости. «Она была, может быть, даже не очень красива или больше чем красива — она была царственна. Пышные золотые волосы, синие глаза с величественно-милостивым выражением. Тонкий, но волевой профиль. Мраморные шея и плечи… Как пристала ей корона и горностаевая мантия герцогини Герольштейнской или античная туника Прекрасной Елены!» (4)

Петербург увидел Шнейдер и Периколой, и Прекрасной Еленой (героинями одноименных оперетт Оффенбаха). Золотой скипетр, осыпанный драгоценными каменьями, остался ей памятью от петербургских гастролей. В Русском календаре 1876 года Алексей Суворин писал: «Предприятие свое г. Федотов расширяет с каждым годом, заманивая публику разного рода большими или меньшими знаменитостями, открыв абонементы (…). Публика пересмотрела все оперетты, имевшие успех в Париже, и приветствовала несколько крупных знаменитостей канканного пения». (5) Самый успешный сезон 1876/77 года оказался и последним: федотовское предприятие «безвременно сошло в могилу» (6), а на месте снесенного затем здания театра был разбит… сквер.

«Скверная история» закончилась в 1903 году, когда некий трактирщик и поклонник «легкого жанра» П.В.Тумпаков приобрел здание театра в Измайловском саду на Фонтанке (№ 116, позже — № 114) и назвал его театром Буфф, точнее — Летний Буфф. Это было типично доходное предприятие опереточного и кафешантанного характера — настоящего веселого зрелища, собиравшего огромные сборы, равнявшиеся с доходами императорских театров. Такого рода «комбинаты» стали формироваться в России еще в конце XIX века. «Процесс этот выражался в том, что опереточные труппы переходили на службу к антрепренерам-трактирщикам, владельцам кафешантанов «со столиками». Опереточные театры, владельцами которых являлись рестораторы, никакого отношения к искусству сцены не имевшие и рассматривающие опереточный спектакль как пролог к ночному шантанному концерту в помещении находящегося ресторана, — явление массовое, ни для какого другого жанра в русском театре не типичное». (7)

Новое рождение театра Буфф произошло в 1984 году. Хотя, на самом деле, начало его возрождения в Петербурге (а тогда Ленинграде) случилось в 1980 году - когда профессор Исаак Штокбант набрал свой первый актерский курс в Театральном институте. И еще неизвестно, когда был подлинный расцвет Буффа — при Жюдик и Шнейдер, или когда на его сцене заставляли зрителей смеяться и плакать Светлана Кифа, Евгений Александров, Михаил Трясоруков, Мурад Султаниязов, Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, Виктор Янушевский — нынешние театральные и эстрадные звезды, шоумены, теле- и радиоведущие. Но об этом читайте в следующем номере журнала.








Hosted by uCoz