Благородное бесстыдство, или Сердечное торжество ума
Молодежный еженедельник «Сорока» 22 апреля 1996 год
Светлана РУХЛЯ (под псевдонимом Светлана Мергель)
То, что в театре БУФФ есть свои Барбра Стрейзанд, Лайза Минелли, Мирей Матье, макиавеллиевская Мандрагора или миллионерша Епифания — уже всем известно. И вот теперь тут появился и свой Дон Жуан, в исполнении блистательного Евгения Александрова (он же Ален Делон и Элвис Пресли в одном лице), заслуженного артиста России – как громогласно объявляется в афишах.
Версию байроновского Дон Жуана мы видели в кинофильме, где в одной из поэтических новелл «Маленьких трагедий» Пушкина, в роли феноменального женского сердцееда выступил Владимир Высоцкий. Чем вызвано то, что Александров, как и Высоцкий, играет своего героя при бороде и усах (натуральных, своих собственных) я так и не успела выяснить, но, конечно же, изумилась этой естественной выходке актера. Поэтому, наверное, так колоритно звучит фраза, брошенная по ходу спектакля в его сторону: «…Я удивляюсь вам».
В классической психологии известен термин «комплекс донжуана». Да, оказывается, у этого, как бы мы сейчас выразились, супермена прошлого существует то, чем обычно принято не гордиться, а скорее — скрывать. Как оказывается, феномен Дон Жуана состоит не в том, что он был «волокитой за каждой юбкой», а как раз наоборот: «любая юбка» считала своим долгом увлечься Дон Жуаном. Сам он, при этом, пытался, по возможности, избежать этого. Такие возможности у него были, если судить по тому небольшому числу женщин, о которых идет речь в знаменитой поэме Байрона. В спектакле же этих «юбок» и вообще всего три, две из которых, действительно, связаны кровными узами с главным героем. Так что, можно сказать, что данный спектакль — про самого Евгения Александрова, который сам всегда в жизни страдает за любовь именно, как классический герой.
Кажется, что еще такого яркого примера, когда бы на сцене так тесно переплелись и жизненная правда, и драматургический вымысел — не было.Художественный руководитель «Буффа» Исаак Штокбант, задумавший эту версию вмечте с писателем Юрием Алянским, поэкспериментировал и в другом: объединил три своих первых театральных выпуска, которые, слившись в один ударный, явили нам петербургского Дон Жуана. И, конечно, конечно же, Евгений Александров в этом спектакле чувствует себя «в своей тарелке», да еще и «на коне». Недаром же так убедительно звучит из его уст фраза: «Я — Дон Жуан, отнюдь не Дон Кихот, запомните, ханжи и лицемеры!» Коня же как такового ему вполне заменяет верный слуга Сганарель, в не менее блистательной игре кумира буффовских завсегдатаев актера Михаила Трясорукова. Того самого «Пирожка» из «Буфф-3» и запомнившегося всем болвана-гравврача в телевизионном буффовском клипе про больницу.
То, что Дон Жуан за все свои огрехи отыгрывается на своем слуге, отыгрывается и а самом спектакле. Причем, если Александров делает это традиционно с удовольствием, то Трясоруков — с надрывом голосовых связок и с болью в теле, которую, кажется, чувствует зрительный зал. Что как раз в духе Мольера, который интерпритировал байроновского «Дон Жуана» на французский лад, что и было взято «Буффом» за основу. Осуществил же эту постановку французский режиссер Жан Иф Лэдрэф, — именно в духе мольеровского театра, когда за диалогами героев звучат актерские монологи. Как это хорошо видно по разговору Дон Жуана с Гусманом. Когда первый буквально говорит гнусавым голосом.
Поэтому и отправится этим летом «Буфф» со своим «Дон Жуаном» на гастроли в Марсель — родину узника замка Иф Эдмона Дантеса. Может быть, вернется оттуда с идеей постановки «Графа Монте-Кристо» на своей сцене?
Ко всему прочему, как и всегда, в «Буффе» все поют и танцуют. На музыку это дело положил композитор Виктор Плешак, и, честно говоря, отдельные песни «тянут» на шлягер. А слушают их зрители не под «фанеру», а «вживую»…Безусловно, спектакль не о торжестве порока, а наоборот — о победе нравственности и морали. Советую воочио убедиться в этом увидев благородные выходы Донны Эльвиры (актриса Елена Зубович) и сцену символического рукопожатия Командора и Дон Жуана. Да и вообще, одним из главных действующих лиц в спектакле (а почему бы и не главным!) является… «небо», к которому так постоянно и неистово взывает Сганарель, умом желающий походить на своего господина, а душой и сердцем — на непорочную Деву Марию. Не зря же Дон Жуан, хлопая своего слугу по плечу, по-сганарелевски восклицает: «…На всей планете нет ни одного, как ты!» На что «хлопнутый» достойно, по-донжуански, резюмирует: «…Будем думать лишь об удовольствиях».
Поэтому и все действо в целом можно смело охарактеризовать как спектакль о благородном бесстыдстве или сердечном торжестве ума.