Театр Буфф

«Жизнь наша – пуф, пустей ореха, заехать в «Буфф» — одна утеха»

Молодежный еженедельник «Сорока» 14 октября 1996 год
Светлана Рухля (под псевдонимом Светлана Мергель), Виктор Земский

Магия цифр

Создатель теории «четвертой стены» и один из главных героев булгаковского «Театрального романа» г-н Станиславский не терпел никакой буффонады на сцене, а тем более театра «Буфф», действовавшего в Петербурге с 1870 года. И когда с 1980 года на кафедре эстрадного искусства Театрального института Исаак Штокбант со своими студентами стал исподволь разбирать «великую стену» Станиславского, а потом и возрождать театр «Буфф», то вышло именно так, как уточнял Булгаков в романе — «комуеждо по делам его». В результате не штокбантовской, конечно, затеи МХАТ, если помните, развалился на две части, а «Буффу» 12 октября сего года исполнилось 13 лет, и он открыл свой 14-й театральный сезон. Беремся утверждать, что из «чертовой дюжины» Штокбант сотворил настоящее «чертово колесо» — зрелища, на которые съезжаются петербуржцы со всех концов города. И правый берег Невы, за мостом Володарского, стал всепитерски знаменит не только своей отдаленностью от центра именно благодаря «Буффу».

Если по Станиславскому театр начинается с вешалки, то «Буфф» каждый новый сезон традиционно открывает «Мандрагорой», тем студенческим спектаклем, в котором, как в капле живительного мандрагорового настоя, произошло «зачатие» самого «Буффа» и его главнознаменитого состава «Буфф-1». Было это ровно 15 лет назад.

К звездам

Кажется, что прошли уже все треволнения и кончились кривотолки по поводу того, что «Буфф» для актера, и что актер для «Буффа». (Да, как в «Гамлете»: «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?»). Сегодня ясно: ни актеры не могут без «Буффа», ни «Буфф» без актеров. И то, что спустя пять лет «главный Чингачгук Советского Союза» Георгий Пицхелаури (снимался в фильмах про индейцев у Ростоцкого-младшего) вернулся снова в «Буфф» —симптом того, что за ним могут последовать и Михаил Майзель, и Виктор Янушевский, и Юрий Гальцев. Как «блудные дети» в отчий дом. В прошлом году в «Буффе» появился свой первый заслуженный артист России – Евгений Александров, абориген театра и его немеркнущая «звезда». Слыша сегодня его трагикомический монолог «Иметь или не иметь?» в спектакле «Генералы в юбках», так и хочется спросить: «Заслуженный Александров, где Ваш несыгранный Гамлет?»

В предыдущем сезоне по номинациям Французского института (конкурс «Французская драматургия») за лучшее исполнение роли второго плана Мурад Султаниязов удостоился первого приза – бронзового бюста Сирано де Бержерака.

Этот год для «Буффа» начался с полного триумфа: сразу несколько его актеров стали лауреатами и дипломантами Первого открытого российского конкурса артистов эстрады «Антре-96»: М. Трясоруков, Т. Кураева, М. Смирнов, А. Григорьев, Б. Уваров, О. Пикало, Е. Спиридонова. Также – и бывший «буффовец» Ю. Гальцев.

Удивительно не то, что весь «Буфф» глаголет, поет, танцует и играет на каком-нибудь музыкальном инструменте. Замечательно другое: делается это сразу во всероссийском масштабе. Именно на его сцене начинали свою творческую карьеру композитор Игорь Корнелюк и певица Илона Броневицкая. Мелькают на афишах имена Вадима Карева и Татьяны Кулаковой с их популярной песенной программой. Слышала Родина лауреата Международного конкурса «Москва-Ялта-транзит» и победительницу недавнего хит-парада «Останкино» Елену Лебенбаум… А как забыть смехо-оперные прибамбасы Юрия Гальцева («Юрашки») или какофонические выкрутасы человека-оркестра Геннадия Ветрова?..

А еще «Буфф» знаменит голливудским акцентом: тут есть свои Элвис Пресли (Е. Александров) и Лайза Минелли (А. Усубиани). Также – Патрисия Каас (Е. Спиридонова) и Крис де Бург со своей знаменитой песней «Lady in Red» (в данном случае, как все отмечают, Виталий Жариков даже «перепел» оригинал). А Игорь Корнелюк тут в квадрате (братья А. и Е. Ануфриевы)…

Смеяться, право, не грешно…

Кажется, «Буфф» удачно преодолевает коварные барьеры новых экономических отношений, о которые так успешно наспотыкались многие петербургские театры. «Потому, мол, — шутят по этому поводу «буффовцы», что у них толчковая правая, а у нас – всегда левая»…

Вообще с юмором здесь все в порядке: шутят всегда остроумно и весело – не дают зачерстветь ни актерской, ни зрительской душе. А также и душе Жульки – «буффовской» «штатной» беспородной собачонки, которой, наверное, столько же лет, сколько и самому «Буффу».

Как-то в одну из светлозастойных первомайских демонстраций «буффовцы» прошли под большим транспарантом с красноречивым лозунгом: «Весь «Буфф» — от Штокбанта до Жульки!»

…над тем, что кажется смешно

Побывав на здешних репетициях, невольно вспоминаешь книгу Анатолия Эфроса «Репетиция – любовь моя». Актеры стараются не просто «плясать» под режиссерскую «дудку», но еще и сами, по ходу дела, импровизируют и привносят в общее действо обязательно что-нибудь свое.

В таком творческом единстве и создаются неповторимые буффовские спектакли, шоу и мюзиклы, в которых даже маститые театроведы сразу не усмотрят – то ли это действительно импровизация, то ли так мастерски все отрепетировано.

А смеха тут бывает столько, что он буквально «стоит» в зале, вплоть до того, что самим актерам зачастую приходится сдерживаться, чтобы не разулыбаться от проделок их партнеров по спектаклю. Бывает, что и не сдерживаются. Так, в «Генералах» мы заметили неподдельный смех Александрова над уморительным диалогом между Трясоруковым и Лебенбаум. Актеры стаффажа (заднего плана) тоже глазеют на эти сценические «приколы» по-зрительски. Поэтому лицедействующие на авансцене смотрятся сразу объемно – и со спины и анфас – как в сюрреалистической камере-обскуре.

Молодая поросль

Бич многих театральных коллективов – старость. Это печальное, а порой даже траурное «соло для часов с боем» «Буффу» не грозит: не может постареть театр, которому, как любви, все возрасты покорны.

Вспоминая «Мандрагору», дивишься ее вечной молодости. Кажется, так долго не живет ни один спектакль в театре, кроме супертрадиционных – вроде «Гамлета». Секрет же молодости, по Штокбанту, в самой молодости, духом которой пропитан «Буфф» буквально до мозга костей.

Уже три(!) штокбантовских выпуска служат Мельпомене на буффовской сцене, имея законный актерский статус и свои площадки в театре. Поэтому в один и тот же вечер в «Буффе» можно видеть сразу несколько представлений. И если вдруг на основной сцене по какой-то причине «кина не будет», то желающих тут же любезно приглашают посмотреть действо либо в Зеркальной гостиной, либо в салоне «Буфф-плюс». Отмен спектаклей, возврата билетов и прочего «извините» из печально-известного театрального опыта здесь не бывает. А в «Зеркалке» вы сидите за удобными столиками и можете даже во время шоу… пробавляться шампанским. Как в старом добром дореволюционном «Буффе», сочетая приятное с приятным.

Недавние студенты «Буфф-4», вдохновленные первой режиссерской инициативой Г. Пицхелаури, показали в сентябре шоу «До и после», познакомив зрителей с культурой дореволюционной и современной российской эстрады.

Сегодня в стенах Театральной академии профессор Штокбант «вынашивает» для своего театра новый состав («Мандрагоры»). Именно они – нынешние четверокурсники – объявили о себе недавно на весь Петербург мюзиклом «Кошечки в «Буффе». Их товарищ (артисты испокон века называют себя в России именно так) Алексей Травин решил испытать свои силы во «французской борьбе», выступив одновременно как сценарист, режиссер, художник и актер. Дебют, достойный «Буффа»!..

«Буффом» по театральному бездорожью

Не перестаешь удивляться мудрому оптимизму, интеллектуальному энтузиазму и неподдельному юношескому задору художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств Исаака Штокбанта. А ведь это он еще в 1945 году, в чине капитана бронетанковых войск, брал Вену (с той поры – «на дружеской ноге» с Иоганном Штраусом), а в 1960-х годах создавал знаменитый Красноярский ТЮЗ.

Мы уже не говорим о том огромном количестве спектаклей, которые он поставил за 35 лет творческой деятельности. Премьера последнего (пока) —«Великий комбинатор» — состоялась в конце сентября. И если в кино Остап Бендер давно уже не «гость», то на российской театральной сцене он появился впервые только сейчас – именно в «Буффе». Сегодня этот уникальный литературный герой как нельзя точно подтверждает современную российскую истину Козьмы Пруткова: «У человека для того поставлена голова вверху, чтобы он не ходил вверх ногами».

Также злободневен сегодня, на взгляд Штокбанта, и дюрренматтовский «Ромул Великий», постановку которого на буффовской сцене осуществил швейцарский режиссер Маркус Бергер. Все – в ожидании премьеры…

Поражает и провидческий дар родителей Штокбанта, которые при рождении дали своему сыну имя Исаак, что в переводе с еврейского означает «смех». Да, именно смех (живой смех живого театра), который непрестанно творит Штокбант с «буффовцами», является первым и последним убедительным аргументом в пользу того, чтобы «Буффу» вернулось его законное петербургское место в центре города. Последний адрес «Буффа» был на Фонтанке, в здании, которое сегодня занимает театр «Патриот» — в двух шагах от Невского с клодтовскими конями на Аничковом мосту. Модное нынче слово «реституция», как нельзя кстати, убеждает нас в справедливости того, что Остап Бендер ностальгически называл «хрустальной мечтой своего детства», подразумевая под этим Рио-де-Жанейро – город, главные улицы которого «по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира»… И где «все поголовно в белых штанах»… И вынесенные в название нашей статьи строки из поэмы Некрасова «Современники» говорят о том же.








Hosted by uCoz