Женщина дождя

Беседа с певицей и актрисой Галиной Ястреба

Молодежный еженедельник «Сорока» 18 марта 1996 год
Светлана РУХЛЯ (под псевдонимом Светлана Мергель)

Неслышно стены театра тают,
И, за собою уводя,
Лицо и песня проступают
Из ленинградского дождя…
В широкополой шляпе осень
Идет по берегу Невы,
И мостик выгнулся вопросом:
Скажите, счастье — это Вы?

Галина Ястреба Получилось так, что в нашем городе сложился сложился ансамбль особого рода певиц именно «ленинградского звучания»: Клавдия Шульженко, Лидия Клемент, Мария Пахоменко, Таисия Калинченко. Сегодня уже редко можно это звучание услышать, разве что в отдельных песнях группы «Колибри». Поэтому, наверное, так приятно было увидеть пластинку «Под музыкой дождя», выпущенную у нас в 1990 г. Сегодня это уже нечно из разряда «ностальжи» — «праздника, котрый всегда с тобой». Наша встреча с автором пластинки — певицей и актрисой Галиной Ястреба — из того же разряда.


Галина Ястреба КВИНТэссенция «Перпетуум мобиле»


Для певиц «ленинградского звучания» очень много писал композитор Александр Колкер. У ваших песен есть свой композитор?

Отчасти — да. После одного из концертов, где я пела, ко мне подбежала шустрая девчушка и, можно сказать, призналась мне в любви как певице. Это была тогда еще иало кому известная Лора Квинт. Потом, когда образовался театр «Эксперимент», я пришла к его руководителю Виктору Харитонову и предложила сделать свой спектакль в духе Барбры Стрейзанд или Лайзы Минелли, на манер брехтовских «зонгов». Удовлетворенный прослушиванием, Виктор Владимирович, однако постарался превратить мою идею спектакля в свою, чем фактически разрушалась суть задуманного мной. С этим, конечно, я смириться не могла и, чуть ли не в слезах, позвонила Лоре, которая пообещала как-то повлиять на Харитонова. «А есть ли у тебя песни про любовь», — поинтересовалась я. «О, я только об этом пишу!» — воскликнула Лора. Действительно, она сумела сделать так, что Харитонов пересмотрел свои взгляды, согласился с нашей идеей спектакля и дал ему ход. Практически все песни для него написала Лора, а у меня неожиданно появился замечательный партнер, универсальный актер Юрий Хамутянский. Он циркач, чечеточник, эксцентрик, акробат, удивительно пластичный и потрясающий мим… И наш спектакль «Перпетуум мобиле» с успехом игрался в «Эксперименте» все годы до его закрытия.

«Вечный двигатель». Почему такое название?

Галина Ястреба Спектакль о любви, а я считаю, что «вечным двигателем» нашей жизни является именно любовь. В спектакле нет ни одного драматургического слова — только песни, которые я исполняла под пластические импровизации Хамутянского. Лора Квинт была за роялем в образе «Музы», потом — еще один музыкант, сидевший весь спектакль спиной к залу (так было задумано), и… руки. Да, из-за кулис высовывались просто руки и передавали моеиу партнеру различные атрибуты, нужные ему по ходу спектакля… Когда мы показывали «Перпетуум…» в Польше — именно руки произвели на зрителя неизгладимое впечатление.

Можно сказать, благодаря Лоре Квинт ваш спектакль стал именно квинтетом — пять исполнителей, вместе с «руками».

Увы, но с Лорой пришлось расстаться еще раньше, чем она вообще переехала из нашего города в Москву. Ее роль исполняла другая «муза». Есть такое старинное выражение: повесить нос на квинту, что означает — приуныть. Будем держаться обратного — держать нос выше.


Я — не Ольга Антонова


Судя по тому, как исполнялась вами роль в спектакле, вы — драматическая актриса…

Так вышло, что на театральной сцене я… с 6 лет. Сначала училась в балетной студии, а после школы работала в Кишиневском театре им. Антона Павловича Чехова. Параллельно закончила музыкальное училище, а потом театроведческий факультет Ленинградского театрального института. До «Эксперимента» долго работала в Ленконцерте.

Когда я впервые вас увидела, то вы показались мне внешне очень похожей на актрису Янину Жеймо, ассоциирующуюся у всех с фильмом «Золушка». Вам уже говорили об этом?

Да, бывает, что меня с кем-то путают. Как-то в кафе ВТО подходит ко мне Игорь Дмитриев и говорит: «Ольга, дай в долг — завтра в театре верну». Я дала, но уточнила, что я — не Ольга, а Галина. Он буквально был ошарашен и уверял, что я, как две капли воды, вылитая Ольга Антонова, актриса Театра комедии… А в спектакле «Перпетуум мобиле», говорили, мое лицо в какие-то сильные драматические мометы выражало трагическую маску Эдит Пиаф. Жеймо, конечно, чудо-женщина и чудо-актриса: сыграть почти в 40 лет юную девушку и остаться для всех и навсегда сказочной — это настоящее чудо!

А у вас была своя сказка в жизни?

Мне вообще моя жизнь представляется сплошной сказкой, с приключениями и страхами, с добром и злом, и, как во всякой сказке, все это ради лишб одного — любви. Этакая европейская, а можно сказать, петербургская «шехерезада», которую частично я рассказала в своем спектакле.


В зеркале современности


Вы поете песни Квинт, Дольского, Гладкова и других известных композиторов, но на пластинке есть и ваша песня — «Ты и я». Тоже сочиняете музыку?

Конечно. И слова к песням. Так делают многие певцы и музыканты, когда не находят отклика своим душевным чувствам у других авторов… Недавно я написала полностью два романса, посвященные моему другу-художнику, и, кажется, сумела в них выразить то, о чем страдала моя душа. Надеюсь, что они войдут в мою новую пластинку, о которой я думаю.

Ваши песни по вокалу кажутся несложными, но в них во всех чувствуется непростая психологическая завязка.

Безусловно. Нужно правильно расставить акценты, а главное — выстрадать, как мелодию, так и сами слова песни… Вспоминается недавно услышанное по телевизору от Ирины Архиповой: она недоумевает — как могут исполнять классические романсы розовощекие мальчики?..

Романс… Вроде бы не совсем современно…

Знаете, как сказал классик: «Современность это, прежде всего то, что отвечает здравому смыслу». А здравый смысл сегодня, на мой взгляд, на стороне духа, а не плоти — в том виде, какую ее представляют наши нынешние политики и различного рода шоумены, рекламирующие повсюду «красоток кабаре» и «кафешантанных мальчиков». Пусть не обидится на меня молодежная читательская аудитория вашей газеты, но думать о душе нужно не тогда, когда, как говорится, жареный петух в одно место клюнет, а всегда. Путь же к душе может лежать только через творчество, ибо творение это изначальное предназначение, заповеданное людям Богом.

А ваши дети — что они на этот счет думают?

О, я обожаю своего сына. Представляете, ему только 22 года, а он уже так много сделал: закончил английскую школу, был солистом в музыкальной группе «Файн стрит» (музыка кантри), потом организовал свой ансамбль в том же стиле — «Микс Блэнд-Бэнд» («Микс» — это его прозвище среди друзей-меломанов), с которым гастролировал по миру… Вроде бы человек обрел свой путь, но неожиданно все изменилось: он оставил музыкальную деятельность и стал, в качестве журналиста, сотрудничать с радио Би-Би-Си. Мальчику, как говорится, повезло, а он снова на пути нового: сейчас является духовным пастором (и с хорошей репутацией) в церкви Христа в нашем Дворце молодежи. Его воскресные проповеди пользуются успехом у сверстников. Я думаю, что мой сын — очень современный человек, но при этом ему совсем не чужды романсы. Поэтому я просто обязана быть удивительной для своего сына, в смысле, постоянно удивлять.


Завоевать свое лицо


Тогда неудивительно, что вы еще и рисуете.

Да, это такая радость!.. Я раньше пробовала что-то рисовать цветными карандашами, но — так, скуки ради. Теперь же не представляю жизни без этого: рисую натюрморты, в основном, цветы, пейзажики — природу, какие-то фантазии, которые условно называю «монстрами». И знаете, даже сны… Кстати, последний был прямо-таки анекдотичный: будто бы лежат на одной постели трое — я, Харитонов и его жена, актриса Пилипенко. И вдруг Харитонов мне говорит: «Галя, посмотри, а что там с моей ступней?..» К чему бы это?!..

Может быть, к возвращению в театральную деятельность, под пяту Харитонова?

(Смеется) — Нет, нет и нет! Под его «ступней» я уже была…

А есть ли у вас планы на будущее, связанные с театром и пением?

Я уже говорила, что думаю о новой пластинке. И насчет театра — тоже. Но каждая женщина должна до поры до времени иметь свою тайну. Так что пусть мои планы тоже пока останутся тайной.

А быть женщиной сегодня трудно?

Наверное, как и всегда, но сегодня быть именно женщиной — это очень дорогое удовольствие во всех смыслах — от материального до душевного.

В таком случае, именно как женщине вам можно сделать только комплимент.

Спасибо. В свою очередь, хочу подарить вам свой афоризм: лицо без единой морщинки — это еще не лицо… Да, его надо выстрадать, чем я и занимаюсь всю жизнь, — завоевываю свое лицо.


Звезда Любви


Польское консульство устраивает ваш, так скажем, полный бенефис: как актрисе, певице и художнице. Вас что-то связывает с Польшей?

Мои корни оттуда, но родилась я в Сибири, куда еще при царе ссылали вольнолюбимых поляков. Конечно, у меня есть контакты с сегодняшней Польшей.

А в Петербурге у вас духовные корни?

Можно сказать, что этот город я выстрадала. Мне было особенно трудно обживаться в нем с временной пропиской на руках, когда я приехала сюда учиться в Театральном институте… И мне непонятны люди, которые здесь просто так рождаются и просто так умирают. Я безумно счастлива, что могу Петербург по праву считать своим городом. Надеюсь, что и Он считает меня своей.

Расскажите о дожде.

Да, была когда-то такая песня у Станислава Пожлакова… Дождь для меня не просто атмосферные осадки — это еще и чувство некоего небесного очищения. В Петербурге же это еще и самый лучший «дворник», после которого в городе всегда чисто, ясно и светло. Даже стало символичным такое понятие, как «ленинградский дождь», наверное, как «лондонский туман». У меня на пластинке сразу несколько песен о ленинградском дожде.

На вашей пластинке приведено стихотворение, заканчивающееся вопросом: «Скажите, счастье — это Вы?»

Думаю, что я все же родилась под счастливой звездой.

Есть у нее имя?

Это Венера, та самая — из известного романса — звезда любви, звезда приветная…




Hosted by uCoz