Очаг Евгения Деммени

«Санкт-Петербургские ведомости» 3 июля 2004 год
Светлана РУХЛЯ

Евгений Деммени «Не зная броду — не суйся в воду». Название водевиля, в котором молодой актер дебютировал на сцене бывшего Народного дома, будто бы предостерегало. Но «молодость способна на риск», — напишет он через годы…

Театр в жизни Евгения Деммени был также естественен и обязателен, как небо и солнце. Вся память о детстве, которая осталась с ним, неизменно воспроизводила его собственные театральные эксперименты и изобретения. Может быть, его воображение будили льющиеся из-под маминых пальцев вальсы и мазурки? Или любительские спектакли, где мама и папа (строгий министерский чиновник) увлеченно играли разные роли. Или походы в настоящий театр — неведомый, манящий... Так или иначе, хотя в 5 лет, мальчик Женя был отдан в Николаевский кадетский корпус, а потом окончил офицерские курсы Пажеского корпуса в чине прапорщика инженерных войск, все его свободное время поглощал театр. Роли в любительских спектаклях, упражнения в декламации и даже собственный кукольный театр, верность которому мальчик сохранил до 15 лет…

Дебют в водевиле с двусмысленным названием, состоявшийся 10 апреля 1918 года, прошел успешно. С этого момента Евгений Деммени становится полноправным актером театра. Последовавший за дебютом летний театральный сезон расширил его репертуар до трех десятков ролей. Это были совсем маленькие роли, но ведь и сезон был первый в жизни. Параллельно юноша постигает тонкости театрального процесса, проводя в театре все свое время — с утра до позднего вечера.

Жизнь, казалось, раз и навсегда вошла в желаемое русло. Осенью он даже получает приглашение вступить в труппу вновь организуемого Большого Драматического театра. Но неспокойные времена диктуют свои правила и — бывшему подпоручику приходится вернуться в строй.

Только через три с лишним года он вернется в Петроград. Вернется с твердым намерением ступить на ту же стезю, следовать по которой помешала война. Техническая должность в ТЮЗе, участие в кружках, сформированных из безработных актеров, и наконец приглашение стать руководителем драматического кружка рабочего клуба Петрогубтранса. Деятельность в рабочем театре завлекла его необыкновенно — коллектив молодых энтузиастов, горящих новыми идеями, не боящихся экспериментировать! За короткий период удается поставить несколько небольших спектаклей, уже спланированы новые, но — игра случая, или неумолимость призвания, — и он ступит на неизведанную дорогу...

Магазин случайных вещей — так поэтично в начале ХХ века назывались обычные комиссионки. В витрине одного из таких магазинов были выставлены абсолютно случайные куклы. Целых восемнадцать кукол-петрушек, героев французских кукольных комедий! Спектакли французского кукольного театра «Гиньоль», виденные в Париже в 8-летнем возрасте, собственный кукольный театр вихрем пронеслись в памяти... Он купил их. И именно этот день определит того Евгения Деммени, которому суждено будет стать первым в России профессиональным режиссером-кукольником.

Все закрутилось неожиданно, стремительно. Интерес кружковцев к старинным куклам, попытки поиграть с ними, выразительный рассказ Евгения и как-то само собой возникшее желание: поставить кукольный спектакль. Отсутствие специальных пьес для кукольного театра не испугало молодой коллектив. Бывший сослуживец Евгения начинающий драматург Юрий Гауш написал пьесу «Арлекинада» — о любовных похождениях Арлекина. Началась подготовка спектакля. Обратимся к воспоминаниям Евгения Деммени: «Отец Юрия Александровича — видный художник «Мира искусства» Александр Федорович Гауш — согласился взять на себя всю изобразительную часть будущего спектакля, и наши кружковцы, среди которых оказались мастера на все руки — токари, столяры, монтеры, — принялись за постройку сцены и декораций. Работа закипела, и меньше чем через месяц наш «театр» и вся материальная часть были готовы».

Сложнее шел процесс репетиций. Актеры все постигали самостоятельно в процессе длительной работы. Быстро устающие руки, бесконечное повторение одних и тех же действий, скурпулезное раскладывание каждого кукольного движения на отдельные элементы — так по крупицам, вслепую приобретался опыт.

Премьера, состоялась 14 января 1924 года и прошла с необыкновенным успехом. По просьбе публики спектакль был сыгран дважды! Так как получасовая «Арлекинада» была слишком коротка, показали еще и одноактную шутку Е. И. Васильевой и С. Я. Маршака «Петрушка».

Приглашенный на премьеру руководитель ТЮЗа А. А. Брянцев написал Евгению Деммени письмо, в котором были и такие строки: «Вы стоите на пути к созданию нового интересного дела. Уже и сейчас обе Ваши постановки являются несомненным художественным достижением и с полным правом могут быть предъявлены даже требовательному зрителю».

Так начал свое существование новый театр. Он развивался энергией молодых подвижников. 15 декабря 1924 года в статье, посвященной первой годовщине работы театра, журнал «Рабочий и театр» писал: «Рабочий кукольный театр «Гиньоль», демонстрировавший свои достижения 8 декабря в Музее академических театров, заслуживает того, чтобы на него обратить особое внимание... Энергия, с которой ведется это дело, обеспечивает ему успех и в будущем».

Успех и не оставляет юный театр. К концу первого сезона он поменяет свое имя. Театр «Гиньоль» станет называться Театром Петрушки. В 1925 году коллектив войдет в состав ТЮЗа. В 1928 году Евгений Деммени осуществит постановку «Свадьбы» А. П. Чехова, он уверен: язык кукол универсален для любой зрительской аудитории. И новая безоговорочная победа! «Красная газета» напишет о ней так: «Этот спектакль утверждает наш петрушечный театр не только как театр для детей, который из уважения к мастерству посещают и взрослые, но и как театр для взрослых, могущий поселить над «детской» ширмой актуальную тематику, усложненное и веское содержание».

…Егений Деммени проживет долгую жизнь. Настоящий художник, он совершит в этой жизни много открытий и одержит много побед, навсегда сохранив верность маленьким деревянным человечкам —«играющим куклам». У него всегда будут единомышленники, всегда будет свой театр и всегда будет любовь зрителей. «Кукольный театр есть очаг, питаемый сокровенным в нас нашим детством и в свой черед пробуждающий в нас уснувший дворец детской сказки», — писал выдающийся мыслитель ХХ века отец Павел Флоренский. Евгений Деммени зажег этот очаг и оставил его потомкам. Новое поколение актеров и режиссеров сохраняет его в Петербурге в театре, носящем имя своего создателя.



Hosted by uCoz