Не под счастливой звездой...

«Санкт-Петербургские ведомости» 20 апреля 2007 год
Светлана РУХЛЯ

Надежда Папаян 22 января 1906 года в Астрахань доставили долгожданную телеграмму из Парижа. «Опера-комик» официально приглашала Надежду Папаян в качестве первой солистки. Но послание не достигло адресата: неповторимой Виолетты, Джильды, Розины уже несколько дней не было на свете… В тот недоброй памяти день почти вся Астрахань собралась на армянском кладбище. В гуще цветов, венков, траурных лент бросалась в глаза надпись: «Не под счастливой звездой родилась ты» — последнее «прости» от артистов Мариинского театра…

Надя Папаян родилась в Астрахани в 1868 году. Отец ее Амвросий Никитич держал лавку, в которой торговал табаком и сладостями. Мама, Елизавета Георгиевна, занималась домом, в свободные же часы с большим вдохновением музицировала. Романсы Глинки и Даргомыжского в мамином исполнении звучали над Надиной колыбелью, наполняя крохотное сердечко непонятной радостью. Когда девочка подросла, она выучилась по слуху играть на рояле, а под впечатлением «взрослых» театров, где часто бывала с родителями, организовала домашний театрик, в котором выступала вместе с младшим братом. Володя обладал явным комическим даром, к несчастью, судьба отмерила ему всего 15 лет жизни.

Было у Нади и «тайное» развлечение: она наряжалась в мамины платья и, горделиво вышагивая перед зеркалом, воображала себя оперной примадонной. Девочка училась в Мариинской женской гимназии, где была настоящей звездочкой гимназического хора, впрочем, увлечение пением не мешало ей прекрасно успевать по всем предметам.

В 1884 году местный оперный театр заключил годовой контракт со знаменитым тенором Кипсе. Певец дал способной девушке первые уроки вокального мастерства и настойчиво рекомендовал продолжить музыкальное образование. Закончив в 1886 году с золотой медалью гимназию, Надя отправилась в столицу. На экзаменах в Петербургскую консерваторию ее дивной красоты лирическое сопрано потрясло экзаменационную комиссию во главе с Антоном Рубинштейном.

Бережно и осторожно работала с Надиным голосом вокальный педагог Вильменгина Рааб, осознавая, какое сокровище попало в ее руки. Новая студентка быстро включилась в концертную жизнь Консерватории, уже на втором курсе великолепно спела партии Джильды («Риголетто» Д. Верди) и Маргариты («Фауст» Ш. Гуно), а петербургские театралы уже тогда прочили ей славу звезды мировой оперы. Но закончить Петербургскую консерваторию девушке не довелось, сырой климат северной столицы неблагоприятно сказался на здоровье. Рубинштейн настойчиво уговаривал Надежду не прерывать занятий, она же решила не рисковать.

Три года Надежда Папаян провела на лечении в Италии, параллельно она училась в студии маэстро Вилли Фиорито, где голос ее достиг идеального звучания. Она много выступала и буквально влюбила в себя Италию, посыпались лестные предложения – театры «Ла Скала», «Сан-Карло» и «Альгамбра» мечтали видеть ее своей примадонной, но все нестерпимей влекло ее на родину, к милым родителям…

12 июля 1893 года, в рамках концертного турне по Кавказу, Надежда Папаян выступила в Тифлисе. «Тифлисский листок» разместил на своих страницах хвалебную статью: «Мадемуазель Папаян имеет красивое колоратурное сопрано с широким диапазоном, поет очень музыкально и с теплотой. В свое пение она вкладывает столько души и так музыкально исполняет, что производит на слушателей сильное впечатление…»

29 сентября 1893 года Надежда Папаян дебютировала в Тифлисской опере. Она исполнила партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст», в партии Мефистофеля дебютировал двадцатилетний Федор Шаляпин. Спектакль имел оглушительный успех, зрители были околдованы выдающейся игрой дебютантов, исключительной красотой голоса «армянского соловья».

В Тифлисе Надежда познакомилась с князем Борисом Аргутиани. Молодые люди полюбили друг друга, мечтали обвенчаться. Но в глазах родственников Аргутиани его избранница была всего лишь «астраханской мещаночкой», недостойной носить княжеский титул. Пойти же против воли родителей Борис не смог. Отчаяние едва не толкнуло Надежду на самоубийство, и лишь искреннее участие друзей остановило ее.

…Летом 1899 года концертные дороги привели Надежду Папаян, слава которой гремит по всей Европе, в Санкт-Петербург. Выступления в летнем театре «Аркадия» были столь успешны, что в Дирекции императорских театров созрело решение пригласить артистку в Мариинский театр. Дебют, для которого певица выбрала партию Лизы в опере Чайковского «Пиковая дама», состоялся 25 апреля 1900 года. «Не может быть никакого сомнения, что Н. Папаян завоюет в Мариинском театре видное место благодаря своему прекрасному голосу и артистическому таланту», — пророчили «Биржевые ведомости». «Видное место» она завоевала, но, к сожалению, успех в театре определялся не только успехом у зрителя.

В феврале 1902 года Надежда пишет подруге: «…часто мною овладевает дурное настроение… Теперь мне ясно дали понять, что я должна иметь покровителя, тогда мне будет хорошо. У каждого за спиной человек; но к кому я могу обратиться и кого найти? У меня никого нет. Все это меня очень угнетает…». После прихода к «власти» в Императорских театрах Теляковского положение певицы все более ухудшается: ее настойчиво принуждают сменить армянскую фамилию, поручают второстепенные партии, лишают вечерних спектаклей.

Летом 1904 года контракт с Мариинским театром заканчивается, продлевать же его Надежда не видит смысла. Страха остаться без сцены нет, многие театры мечтают видеть ее на своих подмостках. Она выбирает Париж, но возвращается в Россию, чтобы уладить необходимые дела и дождаться официального вызова. Накануне отъезда из Франции певица встретилась с писателем Александром Ширванзаде. Томимый неясными предчувствиями, он уговаривает Надежду не ехать в Россию. Она в ответ только смеется: «Если ваш намек относится к происходящей в России революции — жизнь артиста гарантирована от эксцессов. В глазах народа артист неприкосновенен». «Народа, но не в глазах хулиганов», — с отчаянным упорством бросает Ширванзаде.

Неожиданная телеграмма из Астрахани – тяжело заболела мать – кардинально меняет планы. Надежда мчится в родной город, ни на миг не отходит от материнской постели, а после похорон не может оставить в одиночестве осиротевшего отца.

…Декабрьским днем 1905 года в квартире Амбросия Папаяна прозвенит звонок, трое молодых людей в студенческой форме, попросят Надежду принять участие в благотворительном концерте. Певица пригласит их к столу, неожиданно один из «гостей» ударит пожилого мужчину ножом – лжестуденты окажутся грабителями. В ужасе Надежда бросится между убийцей и отцом и получит удар кастетом по голове...

33-летняя певица умрет в больнице три недели спустя. В последние минуты жизни, следуя необъяснимому порыву, она споет арию Виолетты из оперы «Травиата»…




Hosted by uCoz