Первая актриса русского кино

«Ленинградка» 24 октября 1989 год
Светлана Рухля

Вера Холодная Такого в русской кинематографии ещё не было! Много месяцев подряд, при колоссальных сборах, шёл на экранах России фильм Николая Францевича Бауэра «Песнь торжествующей любви». Главную роль исполнила молодая, никому не известная актриса Вера Холодная. Она сразу стала самой популярной киноактрисой России. Вера Холодная

Почему она пришла в кино? Потому что «уже тогда экран манил к себе молодёжь всех классов и сословий», как отмечал известный советский киновед Р. П. Соболев, считающий, что биография актрисы не останавливает внимания, а сама просьба попробовать её в кино, с которой Холодная обратилась к знаменитому Гардину, была обычной. Что ж, просьба действительно не была чем-то из ряда вон выходящим. Вспомним — это было самое начало кинематографа. Но вот насколько случайной оказалась она для Веры Холодной? Вера Холодная с дочерью

Вера Холодная Она пришла в кино, подобно натурщице Огюста Ренуара — Дедэ (ставшей в кино Катрин Гесслинг), чтобы реализовать необыкновенно красивую внешность? Или… Впрочем, обратимся всё же к биографии. Вера Левченко (Холодной она стала, когда в 17 лет вышла замуж) родилась в Полтаве, в семье учителя, осенью 1893 года. И те, кто знал её, свидетельствуют, что она отличалась глубиной мысли, начитанностью уже в подростковом возрасте. И первые актёрские способности проявились еще в детстве. Постоянная участница гимназических вечеров, она хорошо читала стихи и хорошо пела, аккомпанируя себе на фортепиано, а Ларису в «Бесприданнице» — «играла так проникновенно, что зрители забывали — перед ними на сцене ребенок». В десять лет она поступила в балетную школу Большого театра, которую, правда, вскоре оставила по настоянию родных. Те, кто знал её, вспоминали, что Вера ещё в юности собиралась стать актрисой, и друзья по кружку артистов Московского Художественного театра, к которому она принадлежала, были убеждены, что судьба её будет связана с театром. Уход в кино явился для всех неожиданностью.

В те годы на экранах царила великая датская кинематографическая актриса Аста Нильсен. Вера Холодная, как свидетельствовал драматург Алексей Каплер, поклонялась ей. Кто знает, может, Аста Нильсен и послужила тем толчком, который привёл Холодную в кино? Она пришла к Гардину осенью 1914 года. Владимир Ростиславович снял её в эпизоде фильма «Анна Каренина» и… «Мысленно я поставил диагноз из трех слов: «Ничего не выйдет», — это из воспоминаний Гардина… Но не успел минуть и год…

Веру Холодную открыл известный русский кинорежиссёр Бауэр. Именно он увидел или угадал в ней то, что жило в ней, и то, что принесло ей славу. «Диагноз» Бауэра был: «Я нашёл сокровище». Именно Николай Францевич убедил Ханжонкова — главу фирмы, в которой он работал, пригласить Холодную на главную роль, а Ханжонков, в свою очередь, посмотрев несколько сцен снимающегося фильма, заключил с нею контракт на целых три года. Как дорого далась эта деловая предусмотрительность руководителям других кинофирм!

Она играла роли красивых, обманутых или непонятых женщин. Женщины эти «жили» в салонных драмах и мелодрамах, страдали, закатывали к небу свои прекрасные глаза, ломали руки, умирали от любви или от тоски… «Миражи», «Жизнь за жизнь», «Шахматы жизни», «Позабудь про камин, в нём погасли огни», «Молчи, грусть, молчи» (показом которого, вернее, сохранившейся его части, порадовало нас не так давно Центральное телевидение), «Живой труп», «Тернистый путь славы», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго»… Одни названия этих фильмов рисуют образы роковых страстей, возвышенных чувств, влечений загадочных и часто трагичных. А слава всё росла, зрители всё шли и шли «на Веру Холодную».

Никто из русских актрис ни до, ни после не имел такой славы. Вот мы и подошли к загадке загадок, к славе той, которую величали не иначе как «королевой экрана». Она была необычайно красива — мягких очертаний правильное лицо с чёрными, на уровне нереальности, огромными глазами, какой-то глубинной кроткой улыбкой, с красивыми страдающими руками и плавными движениями. Значит, красота? Но нет, в те годы в кино снималось очень много очень красивых женщин, но ни одна из них не могла похвастать даже долей славы Веры Холодной. Талант? Здесь нельзя не согласиться с Р. П. Соболевым, писавшим: «Талант Холодной не был ярким, очевидным для всех, и не благодаря таланту она стала кумиром кинозрителей, не им объясняется её сказочная популярность», к тому же в те годы снимались первоклассные актрисы русского театра. Чего стоит упоминание хотя бы имён Гзовской, Коонен, Пашенной! Есть много версий, много объяснений этой фантастической популярности. Режиссёр Чеслав Сабинский считал, что «она оказалась прекрасной моделью для кинематографического аппарата, соответствовала эстетическим вкусам буржуазно-мещанской публики», а режиссёр Иван Перестиани видел разгадку в другом: «На облике сравнительно юной Веры Холодной лежал отпечаток той грусти, что свойственна нашей северной природе в дни ранней осени…». Но киновед Николай Иезуитов эти объяснения отвергал, он считал, что секрет таился «в том угарном, мрачном духе времени, который был создан грабительской империалистической войной. Мелкобуржуазная публика, изверившись в наступлении лучших времён, ринулась во власть «сладкого дурмана» Она обманывала себя иллюзиями, дешёвыми идеалами «красоты»… Образ женщины, созданный Верой Холодной, соответствовал эти идеалам и тешил эти иллюзии… мещанская публика возвела Веру Холодную на престол «королевы экрана» и, преклоняясь ей, отвлекалась от мучительных событий современности».

Я считаю самым верным вывод, сделанный Ромилом Соболевым. На основании приведённых выше мнений он отмечает, что «все три автора (Сабинский. Перестиани, Иезуитов – С.Р.) отмечают духовную близость образа, созданного актрисой, зрителю. В этой общей мысли, очевидно, и заключается истина». Очень важным мне представляется также следующее утверждение Соболева: «Этот (созданный Верой Холодной – С.Р.) образ чрезвычайно обаятелен и лиричен, исполнен грусти и глубокой печали».

Итак, Вера Холодная — это идеальное воплощение непреходящей женственности? Думаю, это так. Думаю, именно это заставляет нас, людей сегодняшних, принимать её и восхищаться ею. Её не стало 17 февраля 1919 года. В шумной Одессе она умирала от гриппа, и огромные толпы людей дежурили у её дома. Ей ничем нельзя было помочь, и «плакал знаменитый одесский профессор Усков, которому не удалось спасти больную». Ей было 26 лет. Она оставила любимого и любящего мужа — талантливого адвоката Владимира Холодного, двух дочерей, несбывшиеся прогнозы (сам Станиславский видел в ней возможную исполнительницу Катерины в «Грозе») стать крупной актрисой и своё имя. Имя, ставшее для целого поколения «нарицательным обозначением славы, женской красоты и таланта».

Три года (впервые она снялась в 1915 году) довелось работать Вере Васильевне Холодной в кинематографе. Только три года. Но, подобно пятилетие блиставшей выдающейся английской певице Кэтлин Ферриер, подобно рано умершей прекрасной итальянке Анджолине Бозио, чья нелепая смерть от простуды потрясла весь музыкальный Петербург, русская «кинозвезда» внесла свою замечательную лепту в копилку мировой культуры и навсегда осталась в истории искусства. Русская культура — это и незабвенная «королева экрана», первая русская актриса кино Вера Холодная.



При подготовке статьи использованы материалы Р. П. Соболева «Легенда и правда о Вере Холодной» (в книге «Люди и фильмы русского дореволюционного кино» — М., 1961), А. В. Каплера «Загадка королевы экрана» — М., 1979 и В. Р. Гардина «Воспоминания», т.1 — М.,1949.



Hosted by uCoz