из истории кино



Смерть на взлёте

«Ленинградка» 23 января 1990 год
Светлана Рухля

Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучиться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми.
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали,
недописав неровных строчек,
Недолюбив,
недосказав,
недоделав.
(Борис Смоленский, 1921 — 1941)

Инна Бурдученко в роли Иванны Кто-то спросит: «Зачем?». Зачем сегодня, спустя 29 лет — срок, больший всей её жизни, писать о ней, актрисе, сверкнувшей мгновенно и исчезнувшей, подобно сорвавшейся звёздочке на ночном небе. Актрисе, не успевшей ещё Стать, успевшей лишь начать. Какие несбывшиеся надежды унесла она с собой, и сбылись бы они, не окажись судьба к ней столь немилосердна? Этого теперь никто не узнает… Судьбу не выбирают, но, как бы она не сложилась впоследствии, оно было, было — это начало. И блеснул подлинный талант. И успела улыбнуться удача. И её бархатные глаза смело смотрели в будущую жизнь, которой должно было быть так много…

Инна Бурдученко в роли Иванны

Инна Георгиевна Бурдученко родилась в 1939 году в старинном украинском городке Чернигове. Мечтала с детства о сцене, участвовала в художественной самодеятельности. Закончив школу, поступила на актёрский факультет Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого. Она училась на втором курсе, когда неожиданно, пожалуй, даже сказочно неожиданно, ведь «нашли» её прямо на улице, получила приглашение сниматься в кино. Съёмочной группе фильма «Иванна» было долго не найти исполнительницу заглавной роли.

«И вот однажды на шумном перекрёстке улиц украинской столицы один из участников поисков, режиссёр В. Канарский, вдруг остановил своего спутника, тоже члена постановочного коллектива: «Смотри, Иванна?!». Он показал на скромно одетую черноволосую девушку с мягкими, очень выразительными чертами лица, которая переходила улицу. Оба всматривались в её лицо, наблюдали за её походкой, а потом догнали ошеломлённую девушку, не подозревавшую, что в этот момент круто меняется её судьба. Они повезли её на студию, к постановщику фильма». Пробы оказались удачными — на роль Инну утвердили. Могла ли она мечтать о таком дебюте? Впрочем, видимо, все начинающие актёры мечтают именно о таких дебютах.

Бурдученко сыграла девушку-галичанку, дочь униатского священника, окружение которой внушало ей ненависть к Советской власти. Когда началась Великая Отечественная война, с подачи своего жениха — богослова Романа Гереты, оказавшегося агентом гестапо, Иванна (так звали героиню Бурдученко) стала работать в Украинском Центральном Комитете — «органе» для сотрудничества с оккупантами. Девушке, как и другим сотрудникам УЦК, приходилось бывать в немецком концлагере «Цитадель» (расположенном в центре Львова), где в чудовищных условиях содержались советские военнослужащие, взятые в плен в первые месяцы войны. В подобных лагерях среди людей, доведённых до крайности нечеловеческими условиями содержания, фашисты набирали добровольцев для служения рейху в отрядах Власова и прочих изменников. Иванна, увидевшая тех, кто несмотря ни на что не поддался обработке фашистов и предпочёл умереть, но остаться верным Родине, постепенно начинает прозревать. Она помогает заключённым лагеря, участвует в организации побега. Жизнь Иванны оканчивается трагически — немецкие захватчики арестовывают её и после жестоких пыток казнят. Перед казнью девушка сбрасывает с себя крест…

Вот вкратце и вся история, можно лишь добавить, что сценарий родился на основании документальной повести Владимира Беляева «Побег из «Цитадели», посвящённой трагической судьбе украинской девушки, названной вымышленным именем — Иванна Макивчук. Именно повесть, имевшая большой общественный резонанс, и побудила её автора создать киносценарий. Сценарий, разоблачавший украинских националистов и сотрудничавшую с оккупантами униатскую церковь, вызвал негативную реакцию националистов и клерикалов за рубежом.

Роль Иванны Инне Бурдученко удалась, актриса не только сумела искренне и достоверно сыграть свою героиню, но и обогатила образ своей творческой индивидуальностью. Она сумела найти разнообразные краски, чтобы показать Иванну в разные этапы её жизни: вот она тихая любящая дочь, скромная, обманутая националистами девушка, а вот совсем другая — прозревшая, начинающая самостоятельно ориентироваться в окружающем, вступающая на путь борьбы. Каждый видевший фильм наверняка вспомнит едва уловимые штрихи, с помощью которых актриса показывала смену в своей героине — вдруг совсем иные глаза, иные интонации, и какое-то неожиданное выражение лица, и какая-то неожиданная смелость. И вот она новая Иванна, вся плоть от плоти себя прежней, но в чём-то неузнаваемая, обновлённая, возвысившаяся. Фильм имел огромный успех, одним из результатов его было письмо в редакцию «Львовской правды», пришедшее от участника войны, настаивавшего на установке памятника праобразу героини… Что могла чувствовать актриса, творческая жизнь которой начиналась столь удачно? Наверное, веру в себя и веру в успех. Могла ли она предположить, что дебют её станет лебединой песней?..

Инна Бурдученко была приглашена на небольшую роль в фильме «Так ещё никто не любил», снимавшемся на киностудии имени А. П. Довженко. Комсомолка, которую она играла, должна была спасти знамя из горящего барака. Выполняя команду режиссёра, которого не устроили два предшествующих дубля, актриса в третий раз бросается в горящее строение и погибает, оказавшись под его обломками…Ей было 22 года. Гибель её вызвала массу домыслов и слухов, распространяемых некоторыми служителями церкви, стремящимися истолковать её как «божью кару» за участие в антиклерикальном фильме.

Вот и всё. Творческий путь актрисы был до обидного короток. Увы, мы знаем немало случаев раннего ухода. Но бывает, что уходят люди, и за свой короткий срок успевшие оставить очень яркий след. Так, 26-летняя Вера Холодная к моменту своей смерти уже была признанной «королевой экрана»; погибший в автомобильной катастрофе 24-летний Джеймс Дин — признанным кумиром западной молодёжи 50-х годов, — они уже успели показать и утвердить своё лицо, своё творческое кредо. Героиня же моего мини-очерка успела только сделать первый шаг, но что-то заставляет меня писать о ней сегодня, спустя эти двадцать девять лет…

Свой рассказ «Три версты берёзовой аллеи», посвящённый сельскому врачу, писатель Николай Атаров заканчивает так: «Думаю — пускай же, хотя бы с большим опозданием люди узнают и эту историю давно умершего врача из Красной Горбатки. И если повсюду у нас прочитают, вникнут, если примут в себя — то, значит, не будет её смерти. Помнят о ней — значит, в лунном свете на помощь кому-то бежит она, бессмертная, три версты берёзовой аллеи». Посвятив свои скромные строки памяти Инны Бурдученко, я хочу чтобы вспомнили её те, кто видел в 1959 году фильм «Иванна». Чтобы узнали о ней те, кто родился позже, кому этот фильм, возможно, ещё доведётся посмотреть. Ибо, пока будут на свете люди, помнящие её, будет существовать в каком-то временном измерении восторженная украинская девушка, юная актриса, бегущая в горящий барак… И чем дольше будет эта память, тем длиннее будет эта дорога к смерти. К смерти на самом взлёте.



Те, кого взволновала судьба Инны Бурдученко, могут прочитать посвящённый ей очерк писателя Владимира Беляева — автора повести "Побег из Цитадели" и сценария фильма "Иванна". Очерк опубликован во втором выпуске "Актёров советского кино", 1966 года издания, он использован при подготовке данной статьи.





Hosted by uCoz